Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 993419-7 "О молодежной политике в Российской Федерации",
внесенный сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, А.Г. Варфоломеевым, М.И. Ахмадовым, П.В. Таракановым, депутатами Государственной Думы А.И. Аршиновой, Ю.В. Афониным, М.М. Бариевым, Р.А. Баталовой, Д.Ф. Вяткиным и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона устанавливает основные направления и формы реализации молодежной политики, а также регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики.
В соответствии с частью 4 проектной статьи 6 молодой семье меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, оказываются однократно вне зависимости от оказания мер государственной поддержки молодым гражданам - членам указанной семьи. Полагаем, что указанная проектная норма нуждается в уточнении, так как в данной редакции является неопределенной.
Частью 7 проектной статьи 6 предусмотрено, что органы государственной власти и иные государственные органы, а также органы местного самоуправления реализуют направления молодежной политики в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 35 лет в той мере, в какой пребывание указанных лиц на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности. С учетом того, что частью 1 проектной статьи 6 к направлениям молодежной политики относятся, в том числе, поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поддержка молодых граждан из числа инвалидов, содействие решению жилищных проблем молодежи, полагаем, что применение такие мер в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства нуждается в дополнительном обосновании. Кроме того, неясно, какие соответствующие обязанности влечет за собой пребывание указанных лиц на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 5 и 6 проектной статьи 8 и пунктам 4 и 5 проектной статьи 9 на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагаются одинаковые полномочия по организации подготовки кадров в сфере молодежной политики и организации мониторинга реализации молодежной политики. Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти.
Согласно пункту 7 проектной статьи 8 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится осуществление иных полномочий в сфере молодежной политики, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Следует иметь в виду, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не осуществляется нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ).
В пункте 7 проектной статьи 8 слова "федеральные органы государственной власти Российской Федерации" следует заменить словами "федеральные органы государственной власти".
В отношении пункта 6 проектной статьи 9, предусматривающего установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иными, помимо законов, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, отмечаем, что согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Проектной статьей 9 предусматриваются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики, однако соответствующие изменения не вносятся в подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которому к полномочиям указанных органов относится только осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.
В отношении пункта 5 проектной статьи 10 обращаем внимание, что полномочия органов местного самоуправления не могут устанавливаться иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Кроме того, предусмотренный статьей 9 перечень полномочий органов местного самоуправления, по нашему мнению, выходит за рамки содержащегося в указанном Федеральном законе вопроса местного значения муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью (статьи 14, 15, 16 и 16.2).
В соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р, понятия "молодежь" и "молодые семьи" включают лиц в возрасте до 30 лет (за исключением установленных Основами случаев). Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" государственная поддержка может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке общероссийским, международным молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов. Законопроектом, в частности, предлагается увеличить возраст молодых граждан до 35 лет, а также предусмотреть возможность установления иного максимального возраста молодых граждан, членов молодых семей или молодежных объединений. Кроме того, статьей 12 законопроекта на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти возлагается новое полномочие по организации мониторинга реализации молодежной политики.
С учетом изложенного проект необходимо согласовать с положениями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые регулируют условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств (например, порядок вступления в силу рассматриваемой нормы с начала финансового года).
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.