Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины",
внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, Н.П. Николаевым, О.В. Савастьяновой, Р.В. Кармазиной, В.Н. Пивненко, Г.И. Данчиковой, А.В. Канаевым, сенаторами Российской Федерации Ю.Л. Воробьевым, А.П. Майоровым, Л.З. Талабаевой, Т.А. Гигель
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматриваются изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), направленные на совершенствование системы учета древесины, в том числе предусматривающие заключение сделок с древесиной в единой государственной автоматизированной системе учета древесины и сделок с ней, отражение в указанной системе перевозки, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины.
Замечаний концептуального характера не имеется. Вместе с тем по законопроекту имеются отдельные замечания правового характера.
Согласно проектируемой части 3 статьи 50.6 Кодекса единая государственная автоматизированная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС) создается в целях "...обеспечения учета древесины и ее прослеживаемости, учета информации о сделках с ней, осуществления анализа, обработки представленной в нее информации". Обращаем внимание, что Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, заключенным 29 мая 2019 года и ратифицированным Федеральным законом от 02.12.2019 N 386-ФЗ (не вступило в силу), определяется порядок функционирования механизма прослеживаемости товаров, в том числе устанавливаются требования к сопроводительным документам таких товаров. Кроме того, Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" предусматривается создание национальной системы прослеживаемости товаров с возложением функций органа, уполномоченного в сфере прослеживаемости товаров, на Федеральную налоговую службу. В связи с этим положения проекта следует соотнести с указанными нормами, в том числе в целях определения порядка взаимодействия ЕГАИС с национальной системой прослеживаемости товаров, а также с другими государственными и муниципальными информационными системами.
В проектируемой части 1.1 статьи 29 Кодекса предлагается приравнять к заготовке древесины пребывание в лесах граждан с машинами и(или) оборудованием, предусмотренными проектируемой частью 5 статьи 16.1 Кодекса. Данное положение не согласуется с частью 1 статьи 29 Кодекса, в соответствии с которой заготовка древесины является предпринимательской деятельностью, связанной с рубкой лесных насаждений, вывозом деревьев из леса и не распространяется на граждан. Кроме того, неясны цели и правовые последствия такого приравнивания для указанных лиц.
Проектом предлагается по тексту Кодекса заменить понятие "транспортировка древесины" на понятие "перевозка древесины, погрузка, выгрузка" (проектируемые статьи 50.3, 50.4 Кодекса). Следует учесть, что заменяемое понятие также используется при привлечении к ответственности за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 257 Уголовного кодекса Российской Федерации, статья 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (статья 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Проектом внесение изменений в указанные нормы не предусматривается.
Проектом предлагается дополнить Кодекс положениями, предусматривающими осуществление федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней, а также осуществление государственного лесного надзора (лесной охраны) путем проведения административного обследования лесов (проектируемые статьи 96.2, 96.3 Кодекса).
В отношении предлагаемого в проекте полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка проведения административного обследования лесов и формы акта такого обследования необходимо учитывать, что в соответствии с частью 4 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядок оформления обследований устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора).
В проектируемой части 3 статьи 96.3 Кодекса необходимо уточнить понятие "внеочередная проверка соблюдения лесного законодательства", поскольку такой вид проверки лесным законодательством не предусмотрен и законопроектом не определен. Также нуждается в уточнении используемое условное наименование федеральных органов исполнительной власти "осуществляющих функции по надзору за соблюдением" (проектируемая часть 4 статьи 96.2 Кодекса).
Обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации и предусматривающий иной порядок осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и муниципального лесного контроля.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.