Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1036254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о приоритете Конституции Российской Федерации)
внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1036254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации), внесенный Президентом Российской Федерации.
Проект федерального закона подготовлен в развитие обновленных положений Конституции Российской Федерации, которые вступили в силу 4 июля 2020 года и предусмотрены статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Обновленные положения Конституции Российской Федерации закрепляют дополнительные гарантии ее верховенства и приоритета действия на территории Российской Федерации при сохранении правовых позиций, направленных на уважение основных принципов международного права.
Так, не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании (статья 125 Конституции РФ). Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации (статья 79 Конституции РФ).
В соответствии с указанными конституционными нормами законопроект уточняет положения Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в части соотношения внутреннего российского законодательства и актов, принятых в рамках международного сотрудничества.
Во-первых, законопроектом вносятся изменения, закрепляющие полномочие Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным конституционным законом, разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации (проектная редакция ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
Во-вторых, законопроектом предусматривается новая норма о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации и что такое противоречие может быть установлено в порядке, определяемом федеральным конституционным законом (проектная редакция п. 4 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
Аналогичная норма также вносится в 114 федеральных законов (например: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", Федеральный закон от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и др.), что обеспечит верховенство Конституции Российской Федерации на территории России.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству с учетом изложенного рекомендует Государственной Думе принять в 1 чтении проект федерального закона N 1036254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации), внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.