Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1049109-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Акскаковым, И.Б. Дивинским, А.А. Гетта и другими, сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом проектируется внесение изменений в статью 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон), предусматривающих установление возможности резидентов осуществлять операции с использованием электронных средств платежа для перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеется.
В связи с проектируемыми изменениями статьи 12 Федерального закона, расширяющими предмет ее регулирования, соответствующее изменение следует внести в ее наименование.
В соответствии с проектируемым изменением части 1 статьи 12 Федерального закона (пункт 1 статьи 1 законопроекта) резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", могут не только открывать без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, но и открывать счета у иностранных поставщиков платежных услуг и (или) использовать электронные средства платежа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" иностранным поставщиком платежных услуг является иностранная организация, имеющая право в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, на основании лицензии или иного разрешения оказывать услуги по переводу денежных средств по банковским счетам и (или) без открытия банковских счетов и (или) осуществлять операции с использованием электронных средств платежа.
В этой связи следует уточнить, какие счета, открываемые резидентами у иностранных поставщиков платежных услуг, имеются в виду в указанной проектируемой норме, и распространяются ли на них требования статьи 12 (например, части 2) Федерального закона, в связи с чем проектируемая норма нуждается в уточнении.
Законопроект нуждается в терминологической доработке. Так, например, в пункте 2 статьи 1 законопроекта термин "законодательство о национальной платежной системе" следует заменить термином "законодательство Российской Федерации о национальной платежной системе".
Отмечаем, что авторами представленного законопроекта также внесен в Государственную Думу законопроект N 1049125-7 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", устанавливающий административную ответственность резидентов за несоблюдение порядка представления отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и за нарушение сроков представления таких отчетов. Названные законопроекты должны быть согласованны между собой по содержанию и дате вступления в силу.
Поскольку законопроект касается выполнения Банком России своих функций в соответствии с частью девятой статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" он должен быть направлен на заключение в Банк России.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.