Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 1023225-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко, депутатом Государственной Думы Е.С. Москвичевым (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья)
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен в пределах компетенции проект федерального закона N 1023225-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко, депутатом Государственной Думы Е.С. Москвичевым (далее - законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на совершенствование института комплексного развития территории и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии жилищным законодательством.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации в целях создания единого механизма комплексного развития территории взамен предусмотренных в действующей редакции ГрК РФ отдельных механизмов развития территорий (развития застроенных территорий, комплексного развития территорий по инициативе органов местного самоуправления или по инициативе правообладателей земельных участков, комплексного освоения территорий (проектируемая глава 10 ГрК РФ). В этой связи предлагается расширить круг субъектов градостроительных отношений, которые смогут осуществлять деятельность по комплексному развитию территории. В частности предполагается, что такая деятельность будет осуществляться Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации самостоятельно, либо посредством передачи ими полномочий специально созданным для этих целей юридическим лицам. Муниципальные образования сохранят установленное в действующем законодательстве Российской Федерации право осуществлять деятельность по комплексному развитию территории только в случае, если это будет предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, снижения роста объемов аварийного жилищного фонда и недопущения ветшания существующего жилищного фонда законопроектом предусматривается возможность утверждения субъектами Российской Федерации адресных программ сноса и реконструкции многоквартирных домов. Предполагается, что указанные программы станут основанием для принятия субъектами Российской Федерации решений о комплексном развитии территорий, на которых расположены включенные в данные программы многоквартирные дома и которые занимают не менее 50 процентов площади такой территории. Регулирование вопросов очередности реализации мероприятий, предусмотренных такими программами, законопроектом закрепляется за субъектами Российской Федерации, включая вопросы определения источников финансирования соответствующей программы. В указанных целях законопроектом предлагается дополнить ЖК РФ новым разделом, посвященным формированию и реализации указанных программ.
Предлагаемый законопроект дает регионам инструментарий для обновления городской застройки. При этом такое обновление будет являться правом, а не обязанностью регионов, и позволит проводить планомерную работу по обновлению городской среды, сократить сроки подготовки территории для нового строительства жилых домов.
С учетом изложенного, Концепция законопроекта Комитетом поддерживается. При доработке законопроекта ко второму чтению Комитет предлагает обратить внимание на отражение в законопроекте следующих вопросов:
1. Необходимости сохранения в законодательстве о градостроительной деятельности понятия "устойчивое развитие территории", которое раскрывает содержание одного из основных принципов ГрК РФ - обеспечение устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. А именно, обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений носит межотраслевой стратегический характер.
Формирование данного принципа связано с реализацией на внутригосударственном уровне решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Согласно Декларации, принятой на Конференции ООН, этот принцип означает обязанность государства обеспечить сохранение и восстановление целостности природных систем в процессе хозяйственной деятельности, включение вопросов формирования экологической культуры в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.
В целях реализации данного принципа и предписаний Декларации, принятой в Рио-де-Жанейро, в России был принят ряд нормативных актов, в частности Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" и план реализации ее мероприятий (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2019 N 1124-р). Данный принцип корреспондируется с принципами, заложенными в лесном и водном законодательстве, в различных стратегических документах Российской Федерации, включая отраслевые стратегии и Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р).
В этой связи, представляется целесообразным сохранить в законодательстве о градостроительной деятельности указанное понятие в целях однозначного толкования положений Схем территориального планирования Российской Федерации и положений Схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, которые в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" являются документами стратегического планирования развития территорий.
2. Отсутствия регулирования в законодательстве вопросов передачи на безвозмездной основе в государственную или муниципальную собственность:
- объектов инженерной, коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, создаваемых хозяйствующим субъектом за его счет в рамках комплексного развития территории и подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность (обязательства по договору о комплексном развитии территории), условий и сроков такой передачи;
- благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого фонда, приобретенных или создаваемых хозяйствующим субъектом за его счет в рамках комплексного развития территории (обязательства по договору о комплексном развитии территории), условий и сроков такой передачи.
А также отсутствия регулирования в законодательстве вопросов передачи хозяйствующим субъектом на безвозмездной основе органу государственной власти или органу местного самоуправления денежных средств в рамках комплексного развития территории (обязательства по договору о комплексном развитии территории) для выплаты гражданам возмещения за переходящие в государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, включенных в адресную программу по сносу и реконструкции многоквартирных домов, за изымаемые для государственных или муниципальных нужд земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.
3. Отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации положений, регламентирующих механизм формирования и реализации адресных программ сноса и реконструкции многоквартирных домов.
4. Отсутствие в действующей редакции ГрК РФ положений, регламентирующих порядок утверждения органами государственной власти изменений в действующие муниципальные правовые акты в области градостроительной деятельности в связи с принятием решения о комплексном развитии территории при отсутствии необходимости принятия последними решений о внесении изменений в такие акты.
К законопроекту имеются замечания субъектов Российской Федерации, требующие учета в ходе работы над законопроектом.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству считает возможным поддержать проект федерального закона N 1023225-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко, депутатом Государственной Думы Е.С. Москвичевым, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом указанных замечаний при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.