Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1098759-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отмечено, что в основе долгосрочной политики поддержки семьи должны стоять конкретные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются граждане.
Вопросы поддержки семей с детьми определены руководством страны в качестве приоритетных и требуют принятия соответствующих решений в различных сферах жизнедеятельности граждан, включая сферу трудовых отношений.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предлагается установить дополнительные трудовые гарантии для лиц, имеющих детей, при осуществлении ими работы в ночное время, выполнении сверхурочной работы, а также при направлении таких работников в командировку.
В настоящее время согласно статье 96 ТК РФ женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Проектом федерального закона предлагается установленный для работников, воспитывающих детей без второго супруга, возраст детей - "до пяти лет" увеличить до четырнадцати. Кроме того, перечень работников, которые могут быть привлечены к работе в ночное время только с их письменного согласия, предлагается дополнить работниками, которыми являются родителем, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работниками, имеющими трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет.
В статье 99 ТК РФ для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отца, воспитывающего ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, а также родителя, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работников, имеющих трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, предлагается установить право на привлечение к сверхурочной работе также только с их письменного согласия.
Аналогичные изменения предлагается внести в статью 166 ТК РФ при направлении работников в командировку.
Направление женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекунов детей указанного возраста, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отца, воспитывающего ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, а также родителя, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работников, имеющих трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, в служебные командировки допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом указанные лица должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от направления в служебную командировку.
Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию системы государственных гарантий, обеспечивающих защиту прав работников, имеющих детей.
Предлагаемые изменения концептуально поддерживаются Минтрудом России.
Реализация законопроекта не потребует выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В случае принятия законопроекта не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.