Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1040067-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1040067-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (далее - Федеральный закон N 479-ФЗ), вступающим в силу с 1 января 2021 года, внесены изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части осуществления Федеральным казначейством казначейского обслуживания, полномочий по осуществлению операций в системе казначейских платежей, уточнения и расширения терминологии Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на исключение норм, вступающих в противоречие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Термины и понятия, используемые в законодательных актах Российской Федерации, приводятся в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно термин "кассовое обслуживание" заменен термином "казначейское обслуживание", исключено понятие "кассовая выплата", уточнены положения о счетах, открываемых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Правовое управление Государственной Думы в заключении на законопроект отмечает, что в связи с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным законом N 479-ФЗ, согласно которым операции между участниками системы казначейских платежей будут осуществляться через казначейские счета, открытые в Федеральном казначействе, соответствующие уточнения следует внести не только в статью 25 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт 1 статьи 2 законопроекта), но и в другие положения указанного Федерального закона (например, в статьи 18, 22, 22.2, 26.1) в части замены используемого в нем понятия "счет Федерального казначейства" на понятия "казначейский счет" или "единый счет бюджета".
Проектируемую в пункте 1 статьи 6 законопроекта редакцию пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), согласно которой денежные средства обязательного пенсионного страхования зачисляются на казначейский счет, открытый Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе, следует согласовать с проектируемой в статье 4 законопроекта редакцией пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", согласно которой денежные средства обязательного социального страхования зачисляются на единые счета бюджетов государственных внебюджетных фондов, открытые в Федеральном казначействе.
Кроме того, учитывая проектируемые изменения Федерального закона N 167-ФЗ соответствующие изменения следует внести в его статью 22.2 и в статью 8 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". Кроме того, в проектируемых изменениях Федерального закона N 167-ФЗ требует уточнения понятие "отдельный казначейский счет" (пункт 2 статьи 6 законопроекта).
Проектируемую в статье 7 законопроекта новую редакцию пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях ее согласования с пунктом 2 статьи 155 БК РФ (в редакции Федерального закона N 479-ФЗ) следует уточнить, дополнив после слов "по отдельным операциям," словами "за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации,".
В связи с проектируемым в статье 9 законопроекта изменением в пункте 30 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" наименования федерального органа исполнительной власти аналогичное изменение необходимо внести в абзац одиннадцатый части второй статьи 14 указанного Федерального закона.
Проектируемую часть 3.19-1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) (пункт 5 статьи 10 законопроекта) следует соотнести со статьей 236.1 БК РФ (в редакции Федерального закона N 479-ФЗ) в части, касающейся реализации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации указанного в данных положениях полномочия с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации. Аналогичное замечание также касается части 3.20 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ (пункт 5 статьи 10 законопроекта) и статьи 13 законопроекта.
В соответствии с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным законом N 479-ФЗ, доходы от налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются не на счета органов Федерального казначейства, а на казначейские счета. В этой связи соответствующие изменения следует внести в статью 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации сообщает об отсутствии замечаний и предложений.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам предлагает принять проект федерального закона N 1040067-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.