Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1057914-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 1057914-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком и другими, сенаторами Российской Федерации А.А. Климовым, Е.В. Афанасьевой, А.В. Вайнбергом и другими.
Законопроект подготовлен по результатам работы Комиссии Государственной Думы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России совместно с Временной комиссией Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации в целях установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности в соответствии со статьей 79.1 Конституции Российской Федерации по недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Концепция законопроекта направлена на совершенствование правового регулирования деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций и физических лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в законы Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" и от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне", а также в федеральные законы от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" и от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
1. Статьей 1 законопроекта предлагается статью 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" дополнить положением, согласно которому информация об общественных объединениях, некоммерческих организациях и физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, а также производимые ими материалы размещаются в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях с обязательным указанием, что данные лица выполняют функции иностранного агента.
2. В соответствии со статьей 2 законопроекта в часть первую статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" вносятся изменения, устанавливающие запрет на допуск физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, к государственной тайне.
3. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" граждане могут создавать общественные объединения в форме юридического лица либо посредством объединения физических лиц.
В последнем случае государственная регистрация общественных объединений не требуется, в связи с чем контроль за деятельностью таких общественных объединений, в том числе финансируемых из-за рубежа и участвующих на территории Российской Федерации в политической деятельности, фактически отсутствует.
В этой связи законопроектом предлагается Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" дополнить новой статьей 29.1, установив по аналогии с некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, уведомительный порядок учета общественных объединений, функционирующих на территории Российской Федерации без государственной регистрации и получающих иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности.
Сведения, содержащиеся в представляемых уведомлениях, согласно проектируемой статье 29.1, составят реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.
Законопроектом также устанавливается порядок ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, размещения такого реестра в сети "Интернет", а также исключения из него.
Кроме того, на общественные объединения, включенные в указанный реестр, возлагается обязанность по ежеквартальному информированию об объеме и целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, а также об их фактическом расходовании и использовании.
Наряду с этим устанавливается, что материалы, производимые или распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, либо лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, информация, распространяемая об указанных лицах в СМИ, а также материалы, направляемые ими в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности, должны содержать обязательное указание на статус таких лиц.
4. Статьей 4 законопроекта в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" вводится понятие посредника при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника.
Кроме того устанавливается, что материалы, которые направляются некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, а также информация, распространяемая о ней в СМИ, должны содержать обязательное указание на статус такой организации.
Аналогичная обязанность устанавливается законопроектом в отношении материалов, производимых или распространяемых учредителем, членом, участником, руководителем, работником некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, либо лицом, входящим в состав органа такой организации, информации, распространяемой об указанных лицах в СМИ, а также материалов, направляемых ими в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности.
Помимо этого, законопроектом предусматривается возможность продления срока проверки некоммерческой организации (до сорока пяти дней) при проведении сложных или длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, а также для получения дополнительных документов.
5. Статьей 5 законопроекта Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" дополняется новой статьей 2.1, в которой дается определение физическому лицу, выполняющему функции иностранного агента.
Вышеуказанной статьей также вводится запрет на назначение физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.
Наряду с этим, проектируемой статьей 2.1 устанавливается порядок учета физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, ведения и размещения списка таких лиц в сети "Интернет", а также исключения из него.
Кроме того, на физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, возлагается обязанность не реже одного раза в шесть месяцев представлять отчет о своей деятельности, включающей сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, а также об их фактическом расходовании и использовании.
Помимо этого, на физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, законопроектом возлагается обязанность указывать о наличии такого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и образовательные организации.
Согласно законопроекту материалы, производимые или распространяемые физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, а также информация, распространяемая о нем в СМИ, должны содержать обязательное указание, что такое лицо выполняет функции иностранного агента.
6. Статьей 6 законопроекта вносятся изменения в часть 6 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", устанавливающие запрет на выдвижение некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, кандидатов в общественные советы, созданные при органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать повышению прозрачности в деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций и физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и укреплению общественной безопасности.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.