Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1058802-7 "О территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов", внесенный депутатами Государственной Думы Верховным Судом Российской Федерации (по вопросу определения территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов)
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
Внесение предусматриваемых законопроектом изменений обусловлено принятием Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции", а также упразднением отдельных окружных и гарнизонных военных судов в соответствии с пунктами 4-18 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2018 года N 403-ФЗ "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов" которым был отменен принцип экстерриториальной юрисдикции отдельных гарнизонных военных судов, подведомственных 3 окружному военному суду, в связи с его упразднением.
Следует отметить, что в соответствии с положениями статей 1 и 8 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон) количество и дислокация военных судов определены исходя из территории, на которой дислоцированы обслуживаемые войска, численности войск и штатной численности судей с тем, чтобы были обеспечены реализация принципа доступа военнослужащих к правосудию и равномерная судебная нагрузка по рассмотрению административных, гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, материалов о применении дисциплинарного ареста в военных судах.
Таким образом, согласно указанным положениям Федерального конституционного закона военные суды создаются по территориальному принципу в округах, на флотах и в гарнизонах.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военные суды создаются и упраздняются федеральным законом.
Таким образом, целью рассматриваемого законопроекта является определение в одном нормативном акте территориальной юрисдикции всех гарнизонных военных судов, дислоцируемых на территории Российской Федерации.
При этом, названия административно-территориальных единиц, включенных в территории, отнесенные к юрисдикции гарнизонных военных судов, приведены в соответствие с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления и нормативными правовыми актами об административно-территориальном устройстве соответствующих субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2020 года.
Комитет поддерживает предлагаемые рассматриваемым проектом федерального закона изменения, учитывая что их принятие направлено как на реализацию предлагаемых изменений системы военных судов в целом, так и позволит равномерно распределить нагрузку на судей гарнизонных военных судов с учетом дислокации воинских частей, учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на территориях соответствующих административно-территориальных единиц Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1058802-7 "О территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов" принять в первом чтении.
Председателя Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.