Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга" (далее - законопроект) разработан с целью закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) новых положений об осуществлении казначейского сопровождения, применении казначейского обеспечения обязательств и осуществлении бюджетного мониторинга.
Законопроектом устанавливаются правовые основания для применения механизма казначейского сопровождения, который функционирует начиная с 2016 года в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Указанный механизм предусматривает осуществление и отражение операций на казначейских счетах, открытых в Федеральном казначействе, со средствами, полученными из соответствующего бюджета в виде субсидий и бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы, а также средствами, направленными на исполнение государственных (муниципальных) контрактов, договоров, источником финансового обеспечения которых являются средства соответствующего бюджета.
В связи с этим законопроектом предлагается введение термина "участник казначейского сопровождения" и новой главы "Казначейское сопровождение".
Казначейское сопровождение осуществляется Федеральным казначейством и финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Подход, предусмотренный законопроектом в части определения случаев казначейского сопровождения средств, обусловлен необходимостью соблюдения баланса интересов государства как собственника средств и исполнителей государственных (муниципальных) контрактов.
Казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) средства, получаемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
При казначейском сопровождении участники казначейского сопровождения обязательно должны осуществлять ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Законопроектом также устанавливаются правовые основания для применения механизма казначейского сопровождения по отдельным решениям Правительства Российской Федерации, в том числе расширенное казначейское сопровождение.
Расширенное казначейское сопровождение предполагает осуществление дополнительно:
проверки ведения участниками казначейского сопровождения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности;
проверки расходной декларации о структуре цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора);
проверки факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);
перечисления целевых средств с казначейских счетов участников казначейского сопровождения на счета в кредитных организациях после направления государственным заказчиком в Федеральное казначейство, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) уведомления о полном исполнении государственного контракта.
Кроме того, законопроектом определены средства, не подлежащие казначейскому сопровождению.
Так, казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), предметом которых являются приобретение услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования и т.д., поскольку использование указанных средств не влечет за собой рисков ненадлежащего исполнения, в том числе подлежит государственному регулированию в части цен (тарифов).
Также казначейскому сопровождению не подлежат средства, подлежащие в соответствии с отраслевым законодательством Российской Федерации особому порядку использования и контроля. Это средства, предоставляемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению, средства, предоставляемые в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, средства, условиями предоставления которых установлено требование их использования после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при их предоставлении, средства, предоставляемые банкам и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ".
Средства, предоставляемые в целях осуществления Федеральной службой охраны Российской Федерации проектно-изыскательских работ, капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства в интересах объектов государственной охраны, выведены из под казначейского сопровождения, поскольку их использование в значительной степени сопряжено со сведениями ограниченного доступа либо, сведениями, составляющими государственную тайну.
Не подлежат казначейскому сопровождению также средства, предоставляемые в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации.
Поскольку Администрация Президента Российской Федерации и Аппарат Правительства Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса, материально - техническое обеспечение мероприятий с участием Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации.
Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет закупки товаров (работ, услуг), связанных с обеспечением мероприятий с участием Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, совещаний, конференций и других специальных мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации и Администрацией Президента Российской Федерации, иностранных делегаций, иностранных представителей и иных иностранных лиц, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и федеральных государственных гражданских служащих, направляемых в служебную командировку, в том числе в целях организации проведения указанных мероприятий и (или) участия в них.
При этом указанные мероприятия в значительной степени связаны со сведениями, составляющими государственную тайну.
Также законопроектом предусматривается дополнить Кодекс новой статьей "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения".
Положения данной статьи направлены на урегулирование вопросов исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства участников казначейского сопровождения.
Кроме того, законопроектом предлагается введение понятия "получатель средств из бюджета", которое не предполагает принципиальных изменений концепции бюджетных отношений и обусловлено требованиями отдельных федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, положениями которых предусмотрено открытие юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса (например, государственным унитарным предприятиям), счетов в Федеральном казначействе или финансовых органах субъектов Российской Федерации.
Главу "Система казначейских платежей" предлагается дополнить статьей "Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей", положения которой направлены на недопущение финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения.
В рамках осуществления бюджетного мониторинга будут формироваться требования по идентификации участников казначейского сопровождения при открытии им казначейских счетов, выявлению рисков при совершении ими операций с указанных счетов, а также будет предусмотрено применение соответствующих мер реагирования в отношении участников казначейского сопровождения.
Также положениями статьи "Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей" в целях предупреждения (предотвращения) нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении операций со средствами, предоставленными из бюджетов, законопроектом предусматривается осуществление межведомственного взаимодействия.
В этих целях в законопроект включены положения об обмене информацией, в том числе доступ к которой ограничен федеральными законами, между Федеральным казначейством, налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок.
При этом установление случаев и порядка обмена информацией закрепляется за Правительством Российской Федерации.
Законопроектом вводится такое понятие, как казначейское обеспечение обязательств, предполагающее перечисление средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на оплату обязательств, возникающих у получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений, получателей средств из бюджета, участников казначейского сопровождения при исполнении государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), соглашений, источником финансового обеспечения которых являются средства соответствующего бюджета, на основании федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов, в пределах суммы, необходимой для оплаты указанных обязательств, после проведения санкционирования оплаты обязательств.
Казначейское обеспечение обязательств является эволюцией механизма предоставления средств из бюджетов бюджетной системы под "фактическую потребность".
Применение казначейского обеспечения обязательств позволяет минимизировать образование дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета.
Применение казначейского обеспечения обязательств при перечислении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам дополнительно позволило отказаться от достаточно громоздкого механизма использования лицевых счетов по переданным полномочиям, что обеспечило повышение скорости проведения операций при казначейском сопровождении, возможность оперативного управления предельными объемами финансирования для главных распорядителей бюджетных средств, а также консолидацию всей информации об операциях, осуществляемых юридическими лицами - получателями субсидий, на одном лицевом счете.
Кроме того, казначейское обеспечение обязательств применяется при исполнении отдельных государственных контрактов, подлежащих банковскому сопровождению.
Принятие и реализация законопроекта не приведут к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект прямого влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации не оказывает.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и его реализация не окажет влияния (в том числе косвенного) на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
В то же время принятие законопроекта позволит достичь положительного экономического эффекта от его реализации по следующим направлениям.
Предлагаемый к закреплению в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе механизм казначейского сопровождения поэтапно введен и функционирует начиная с 2016 года в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и предусматривает предоставление средств из бюджета при наличии фактической потребности в них и их использование после проверки на соответствие условиям и (или) целям предоставления данных средств.
В настоящее время федеральным законом о федеральном бюджете урегулированы вопросы осуществления казначейского сопровождения средств, получаемых на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из федерального бюджета.
Однако правовые основания для наделения финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) правом применять казначейское сопровождение в настоящее время отсутствуют, хотя нормы о включении в Бюджетный кодекс Российской Федерации положений о казначейском сопровождении и бюджетном мониторинге в системе казначейских платежей поддерживаются многими субъектами Российской Федерации, в том числе городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург, республикой Татарстан, Кемеровской областью, Ленинградской областью и другими.
Законопроектом предусмотрена возможность распространения казначейского сопровождения на средства, предоставляемые из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Механизм казначейского сопровождения обеспечивает защиту от риска возможных недобросовестных действий со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе невозврата в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации денежных средств при неисполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
При применении механизма казначейского сопровождения, использование целевых средств юридическими лицами при оплате поставленных им товаров, выполненных в их интересах работ и полученных ими услуг и иных затрат, необходимых для достижения результата, установленного при предоставлении этих средств, осуществляется с соблюдением норм бюджетного законодательства Российской Федерации, направленных на усиление контроля за использованием средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом правовые основания для применения механизма казначейского обеспечения обязательств позволят минимизировать образование дебиторской задолженности по расходам бюджетов, так как предусматривают перечисление средств из бюджета только при наличии документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Применение казначейского обеспечения обязательств позволит повысить прозрачность операций в цепочке кооперации головного исполнителя, обеспечить защиту государственных заказчиков и главных распорядителей бюджетных средств от невозврата средств в случае расторжения контрактов (договоров) и снизить их судебные издержки.
Введение в бюджетное законодательство Российской Федерации положений, регулирующих осуществление бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей, направлено на недопущение финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения, и будет способствовать своевременному выявлению рисков при совершении ими операций с указанных счетов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее общие требования к порядку казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Цель: установление общих требований для осуществления финансовыми органами субъекта Российской Федерации (муниципального образования) казначейского сопровождения целевых средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между финансовыми органами субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и участниками казначейского сопровождения при казначейском сопровождении целевых средств.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
2) постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Цель: установление правил осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между Федеральным казначейством и участниками казначейского сопровождения при казначейском сопровождении.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
3) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке выдачи (перевода, отзыва) и сроков проведения операций с казначейским обеспечением обязательств".
Цель: установление порядка выдачи (перевода, отзыва) и сроков проведения операций с казначейским обеспечением обязательств.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между Федеральным казначейством и клиентами Федерального казначейства при осуществлении операций с применением казначейского обеспечения обязательств.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
4) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления бюджетного мониторинга".
Цель: установление порядка осуществления бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между Федеральным казначейством и участниками системы казначейских платежей при осуществлении Федеральным казначейством бюджетного мониторинга.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
5) постановление Правительства Российской Федерации "О случаях и порядке обмена информацией, в том числе доступ к которой ограничен федеральными законами между Федеральным казначейством, налоговым органом, таможенным органом, антимонопольным органом, органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органом, осуществляющим мониторинг, контроля и аудита в сфере закупок".
Цель: установление случаев и порядка обмена информацией, в том числе доступ к которой ограничен федеральными законами между Федеральным казначейством, налоговым органом, таможенным органом, антимонопольным органом, органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органом, осуществляющим мониторинг, контроля и аудита в сфере закупок, в целях создания системы межведомственного взаимодействия.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие при обмене информацией между Федеральным казначейством, налоговым органом, таможенным органом, антимонопольным органом, органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органом, осуществляющим мониторинг, контроля и аудита в сфере закупок, в целях создания системы межведомственного взаимодействия.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
6) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке определения экономической обоснованности затрат, относимых на себестоимость товара (работы, услуги) при исполнении государственного контракта, договора (соглашения), контракта (договора)";
Цель: установление порядка определения экономической обоснованности затрат, относимых на себестоимость товара (работы, услуги) при исполнении государственного контракта, договора (соглашения), контракта (договора).
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между Федеральным казначейством и участниками казначейского сопровождения при казначейском сопровождении целевых средств.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
7) приказ Минфина России "О правилах ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и порядке формирования расходной декларации о структуре цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора), суммы договора (соглашения) участниками казначейского сопровождения и об утверждении ее формы".
Цель: установление правил ведения участниками казначейского сопровождения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также порядка и формы формирования расходной декларации о структуре цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора), суммы договора (соглашения) участниками казначейского сопровождения.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между Федеральным казначейством и участниками казначейского сопровождения при казначейском сопровождении целевых средств.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
8) приказ Минфина России "О порядке ведения Федеральным казначейством классификатора признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения".
Цель: установление порядка ведения Федеральным казначейством классификатора признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения.
Предмет и содержание правового регулирования: формирование классификатора признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
9) приказ Минфина России "О порядке санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения".
Цель: установление порядка санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие при санкционировании операций со средствами участников казначейского сопровождения.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона;
10) приказ Федерального казначейства "О порядке формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении".
Цель: установление порядка формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие при формировании идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении.
Ответственный исполнитель: Федеральное казначейство.
Срок подготовки: в течение 30 рабочих дней со дня утверждения постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего Правила казначейского сопровождения.
11) приказ Федерального казначейства и Центрального банка Российской Федерации "Об установлении форм, объемов, порядков и сроков направления Федеральным казначейством информации о совершении казначейских платежей при казначейском сопровождении в Центральный банк Российской Федерации".
Цель: установление форм, объемов, порядков и сроков направления Федеральным казначейством информации о совершении казначейских платежей при казначейском сопровождении в Центральный банк Российской Федерации.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие при направлении Федеральным казначейством информации о совершении казначейских платежей при казначейском сопровождении в Центральный банк Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Федеральное казначейство.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.