Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1101332-7 "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года"
Досье на проект федерального закона
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (далее - Договор) подписан в г. Праге 8 апреля 2010 г., вступил в силу 5 февраля 2011 г.
Согласно пункту 2 статьи XIV Договора срок его действия составляет 10 лет. Договором предусмотрена возможность его продления на срок до пяти лет, если Россией и США будет принято такое решение. Российская Сторона неоднократно предлагала США осуществить пролонгацию Договора. В январе 2021 г. достигнуто принципиальное согласие Сторон продлить Договор на пять лет.
26 января 2021 г. между Россией и США заключено Соглашение о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года в форме обмена нотами (далее - Соглашение).
Договор представляет собой пакет документов, в который входят собственно Договор, Протокол к нему и приложения к Протоколу. Протокол является неотъемлемой частью Договора и имеет равную с ним юридическую силу.
Договором устанавливаются ограничения и предельные уровни стратегических наступательных вооружений (СНВ); положения, касающиеся охвата, размещения, инспектирования, переоборудования и ликвидации СНВ; положения, связанные с мерами доверия, информационным обменом, использованием национальных технических средств контроля, сотрудничеством с третьими странами.
Положениями Протокола конкретизируются статьи Договора и предусматривается порядок его выполнения.
Договор распространяется на существующие типы тяжелых бомбардировщиков (ТБ), межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), в том числе МБР и БРПЛ в неядерном оснащении в случае их создания, а также пусковые установки (ПУ) МБР и БРПЛ.
Договором предусматривается, что имеющиеся у Сторон суммарные количества СНВ через семь лет после его вступления в силу (к 5 февраля 2018 г.) и в дальнейшем не должны превышать:
700 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых ТБ;
1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми ТБ (при этом за каждым развернутым ТБ условно засчитывается по одному ядерному боезаряду);
800 единиц для развернутых и неразвернутых ПУ МБР и БРПЛ, а также развернутых и неразвернутых ТБ.
Продление Договора отвечает национальным интересам Российской Федерации, позволяет сохранить транспарентность и предсказуемость стратегических взаимоотношений России и США, поддержать стратегическую стабильность в мире. Выигранное в результате пролонгации Договора время можно использовать для комплексных двусторонних переговоров о дальнейшем контроле над ракетно-ядерными вооружениями с обязательным рассмотрением всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность.
Кроме того, продление Договора благоприятно скажется на международной обстановке и подтвердит приверженность Российской Федерации выполнению обязательств согласно статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия, будет способствовать развитию процесса ядерного разоружения, в том числе позволит придать ему в перспективе многосторонний характер.
Реализация Соглашения не потребует привлечения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и будет осуществляться за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующие цели заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, госкорпорациям "Роскосмос" и "Росатом".
Соглашение продлевает действие Договора, который содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии с Договором инспекторы наделены привилегиями и иммунитетами, аналогичными тем, которые предоставляются членам дипломатического персонала. В связи с этим и принимая во внимание, что Договор регулирует вопросы, затрагивающие обороноспособность Российской Федерации, вопросы разоружения и международного контроля над вооружениями, Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.