Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1076141-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается создание, эксплуатация и развитие федеральной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе трудовым законодательством, состоящим из Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. При этом нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае противоречий между Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Кодекс. В этой связи положения пункта 1 проектируемой статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) необходимо согласовать с нормами статьи 213 Кодекса.
В пункте 5 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ применено сокращение "медицинское освидетельствование", что недопустимо, так как значение понятия "медицинское освидетельствование" уже определено частью 1 статьи 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и отличается от проектируемого термина.
В пункте 6 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ дается определение понятия "медицинское освидетельствование", что так же не соотносится с закрепленным ранее частью 1 статьи 65 Федерального закона N 323-ФЗ аналогичным понятием. Кроме того, полагаем, что включение в понятие "медицинское освидетельствование" выдачи медицинского заключения и сертификата об отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), недопустимо, поскольку данное действие не является частью медицинского осмотра или исследования, а относится непосредственно к документальному оформлению проведенного осмотра или исследования.
Правовые положения пункта 6 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ и пункта 4.1 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) следует соотнести между собой в части наименования предоставляемых документов.
Пунктом 7 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ устанавливается внесение в федеральную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера данных о прохождении медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. При этом, в соответствии со статьей 91 Федерального закона N 323-ФЗ информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций. Сбор, хранение, обработка и предоставление информации об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья в иных информационных системах Федеральным законом N 323-ФЗ не предусмотрено.
В проектируемом подпункте 3 пункта 1 статьи 44.1 Федерального закона N 52-ФЗ используется термин "решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации", что не соответствует статьям 7, 18, 31 Федерального закона N 115-ФЗ, в которых используется термин "решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации".
Проектируемый подпункт 4 пункта 1 статьи 44.1 Федерального закона N 52-ФЗ не соответствует пункту 3 вышеуказанной статьи, поскольку в проектируемом подпункте 4 пункта 1 статьи 44.1 устанавливаются "возможности", а в пункте 3 статьи 44.1 - обязанности.
Из пункта 2 статьи 44.1 Федерального закона N 52-ФЗ следует исключить слова "в том числе перечень информации, порядок и сроки ее предоставления в указанную информационную систему, порядок доступа к содержащейся в ней информации и порядок обмена информацией с ее использованием", поскольку исключаемые положения отнесены законопроектом к полномочиям Правительства Российской Федерации и не требуют дополнительного разъяснения в рамках изменяемого Федерального закона.
Пункт 8 статьи 44.1 Федерального закона N 52-ФЗ в части условного наименования федерального органа исполнительной власти необходимо соотнести с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 30 июня 2004 года N 322, если речь идет о данном органе.
По тексту законопроекта слова "в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует привести в соответствие с терминологией Федерального закона N 323-ФЗ, слова "санитарно-эпидемиологического благополучия населения" следует привести в соответствие с терминологией Федерального закона N 52-ФЗ.
Кроме того, обращаем внимание, что ни в поставщиках информации в федеральную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера, ни в пользователях информации, содержащейся в федеральной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера, не указаны соответствующие органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что требует дополнительного пояснения, так как исходя из целей создания федеральной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера, данные органы должны активно участвовать в ее формировании и использовании.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.