Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона N 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, его принятие направлено на устранение рисков нереализации инвесторами обязательств по созданию объектов инфраструктуры морских портов, а также на единообразное регулирование правоотношений при реализации инвестиционных проектов для всех морских портов.
Для достижения данной цели, по мнению авторов законопроекта, необходимо возложить на инвестора создания объектов инфраструктуры морского порта обязанность по согласованию инвестиционной декларации, содержащей обоснование экономической целесообразности реализации проекта, сведения об объеме инвестиций и о сроке реализации проекта (далее - декларация), и заключению соглашения о создании объекта инфраструктуры морского порта, предусматривающего обязанность инвестора осуществить деятельность, а также инвестиции в предусмотренные объемы и сроки (далее - соглашение).
Исходя из пояснительной записки к законопроекту, его разработка предусмотрена рядом поручений Правительства Российской Федерации, а также подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N Пр-573 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 4 марта 2020 года (далее - поручение Президента).
Учитывая имеющуюся информацию о наличии инвестиционных проектов, реализация которых приостановлена инвестором на неопределенный срок, Комитет поддерживает необходимость создания дополнительных механизмов, обеспечивающих выполнение инвесторами обязательств по созданию объектов инфраструктуры морских портов.
Вместе с тем, предложенный законопроектом механизм достижения вышеуказанной цели нуждается в дополнительном обсуждении и возможной доработке, в том числе с учетом положений Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Согласно поручению Президента, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации "в части, касающейся определения обязательств инвесторов по вводу объектов в эксплуатацию, если, для таких объектов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется строительство объектов инфраструктуры, ответственности сторон за невыполнение указанных обязательств, механизма отчетности инвесторов по выполнению инвестиционных обязательств".
Вместе с тем, из текста законопроекта можно сделать вывод о том, что согласование декларации и заключение соглашения обязательно во всех случаях создания объектов инфраструктуры морского порта.
Кроме того, следует иметь в виду, что в тексте Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" используется как термин "создание объекта инфраструктуры морского порта", так и термин "строительство и реконструкция объекта инфраструктуры морского порта". При этом содержание термина "создание объекта инфраструктуры морского порта" не определено ни Федеральным законом, не законопроектом.
Таким образом, существуют риски, согласно которым наличие декларации и соглашения потребуется в случае реконструкции объектов инфраструктуры морского порта за счет средств частного инвестора и без изменения внешних границ таких объектов и их назначения.
Также нуждается в дополнительном обсуждении положение законопроекта (пункт 4 части 3 проектируемой статьи 6.3 Федерального закона), согласно которому на инвестора возлагается обязательство "по предоставлению обеспечения исполнения соглашения на сумму средств, соразмерную с объемом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (...), направляемых на создание объектов государственной собственности в целях реализации мероприятий инвестиционной декларации и определяемых в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.".
Также следует иметь ввиду, что объемы грузов, вывозимых с территории морского порта, напрямую связаны с пропускной способностью смежной инфраструктуры (автодорожной или железнодорожной), которая, в настоящее время, зачастую ограничена.
В связи с этим, вне зависимости от мер, принимаемых инвестором по обеспечению перевалки грузов в морском порту в объеме, заявленном в согласованных декларации и соглашении, эта цель им может быть не достигнута из-за ограничений в пропускной способности смежной инфраструктуры, а также приведет к значительным убыткам для инвестора.
К законопроекту имеются и иные замечания, в том числе юридико-технического характера, которые также нуждаются в обсуждении.
По мнению Комитета, имеющиеся замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.