Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 23 декабря 2020 г. N 3.25-5/167)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, по которому является соисполнителем, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается закрепить правовой механизм, предусматривающий обязательность заключения с хозяйствующими субъектами, планирующими и реализующими инвестиционные проекты в морских портах Дальнего Востока и на прилегающих к ним территориях, соглашений, обязывающих их, в том числе, к соблюдению графика и объема инвестиций, а также, предусматривающих ответственность за неисполнение установленных соглашениями обязательств, включая расторжение соглашений, договоров аренды земельных участков или государственного и муниципального имущества.
В свою очередь, Комитет по энергетике отмечает, что согласно проектируемым новым статьям 6.2 и 6.3 законопроекта, создание объектов инфраструктуры морского порта осуществляется в соответствии с инвестиционной декларацией (далее - Декларация), требования к которой будут утверждены Минтрансом России. На основании данной Декларации в последующем заключается соглашение о создании объектов инфраструктуры морского порта (далее - Соглашение), требования к которому предусмотрены в законопроекте.
Законопроектом устанавливается обязанность инвестора уже на предварительном этапе проектирования принять на себя обязательства по осуществлению инвестиций определенного размера в определенные сроки, по строительству определенного списка объектов, по предоставлению обеспечения исполнения Соглашения в виде денежных средств, банковской гарантии или поручительства.
Однако, на этапе разработки и согласования Декларации как инвестор, так и проектанты могут определить только примерный объем и сроки требуемых инвестиций, а также укрупненный перечень объектов. Исчерпывающая информация по данным вопросам может быть получена инвестором только по окончании проектных работ и после получения проектно-сметной документации в полном объеме.
В данной связи, предусмотренные в законопроекте требования в рассматриваемой части являются неисполнимыми и нуждаются в доработке.
Также положениями законопроекта (пункт 4 части 3 статьи 6.3) устанавливается, что инвестор уже на этапе заключения Соглашения должен предоставить обеспечение исполнения соглашения в виде денежных средств, банковской гарантии или поручительства. При этом при внесении в качестве обеспечения денежных средств в размере капитальных вложений, направляемых на создание объектов, инвестор фактически понесет двойные затраты на реализацию проекта, что является избыточным требованием.
Законопроектом предусмотрено императивное требование о том, что для создания объектов инфраструктуры морского порта необходимо заключение с инвестором Соглашения. Однако, повышение инвестиционной привлекательности создания объектов инфраструктуры морского порта не должно осуществляться за счет введения императивных норм.
Положениями законопроекта (пункт 6 части 3 статьи 6.3 предусмотрено, что Соглашение должно содержать фиксированное обязательство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, по передаче инвестору в аренду находящихся в федеральной собственности земельных участков, на территории которых планируется создание объектов инфраструктуры морского порта, в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
По общему правилу статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случай передачи инвестору в аренду земельных участков без проведения торгов не предусмотрен среди перечисленных в статье 39.6 ЗК РФ исключений.
Специальные условия предоставления имущества, находящегося в государственной собственности и расположенного в морском порту, во владение и в пользование, а также особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены в статье 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Однако Законопроектом изменения данных норм не предусмотрено.
Таким образом, для заключения с инвестором договора аренды земельных участков под создание объектов инфраструктуры морского порта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, должен будет провести торги в форме аукциона.
Поскольку победителем аукциона может стать любой его участник, требование законопроекта (пункт 6 части 3 статьи 6.3) по заключению договора аренды земельного участка под создание объектов инфраструктуры морского порта исключительно с инвестором являются неисполнимым.
Обращаем внимание, что законопроектом за неисполнение условий Соглашения ответственность устанавливается только для его сторон.
Поскольку на исполнение условий Соглашения существенное влияние могут оказывать также и иные лица, например, организации, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" или Государственная компания "Российские автомобильные дороги", считаем необходимым доработать положения законопроекта об ответственности лиц, влияющих на исполнение Соглашения, в том числе посредством предоставления финансирования.
Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.