Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
В настоящий момент в сфере законодательства о несостоятельности сформировалась правоприменительная практика, вызванная правовым пробелом, связанным с очередностью удовлетворения требований кредиторов предприятия, находящегося в стадии банкротства.
Правила очередности удовлетворения требований кредиторов установлены статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с пунктом 4 указанной статьи расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь. При этом в статье не определяется, что в той же очереди удовлетворяются какие-либо иные платежи. В частности, не определено, что в рамках этой же очереди уплачиваются платежи в страховые фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Более того, в связи с возникшей правовой неопределенностью постановлением Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 года N 31 было закреплено правило, согласно которому текущие требования по страховым взносам должны были погашаться в четвертой очереди текущих платежей, а реестровые требования - в третью очередь, то есть в любом случае в очереди после выплаты долгов по оплате труда.
Одновременно с этим в дальнейшем правоприменительная практика складывалась и противоположным образом, относя страховые платежи ко второй очереди вместе с платежами по оплате труда.
Следует отметить, что указанная статья 134 не предполагает в своей редакции возможности иного толкования, нежели того, в котором она изложена. Нормы указанной статьи носят императивный характер и не позволяет закладывать иной смысл при её правоприменении.
Правоприменительная практика, при которой указанная норма трактуется расширительно, приводит к необоснованным преимуществам государства, выступающего в указанных правоотношениях в качестве кредитора, который должен быть поставлен в равные условия с другими кредиторами, участвуя в собрании кредиторов и имея иные права пропорционально предъявляемым требованиям.
Подобные сложившиеся подходы нарушают права работников предприятий-должников и ставят под сомнение дальнейшее функционирование предприятий (в том числе оборонной промышленности), когда должники оказались не в состоянии погасить задолженности о начисленным взносам на страховые платежи и осуществить выплату заработной платы работников.
Кроме того, такая практика ставит под сомнение законность деятельности арбитражных управляющих в части удовлетворения или отказе в удовлетворении указанных требований государства. Одновременно с этим невыплата работникам в течение двух месяцев заработной платы, равно как и срыв выполнения отдельных обязательств (в частности, гособоронзаказа), выступает основанием для привлечения арбитражного управляющего у ответственности, в том числе уголовной.
На основании изложенного настоящий проект федерального закона вносит уточняющую норму, согласно которой в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.