Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 25 ноября 2020 г. к решению Комитета N 223/2
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части повышения информированности физических лиц об условиях заключаемых договоров банковского вклада) внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, М.Л. Шаккумом, А.А. Гетта, А.Н. Изотовым, И.Ю. Моляковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" новой статьей 36.1, устанавливающей порядок информирования физических лиц об условиях заключаемых договоров банковского вклада:
определяется перечень условий договора банковского вклада, которые банк обязан отразить в договоре банковского вклада в виде таблицы, а также в местах оказания услуг и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
на банки возлагается обязанность по раскрытию в договоре банковского вклада, а также в местах оказания услуг и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу;
устанавливается обязанность для банков обеспечить ознакомление вкладчика с условиями договора банковского вклада посредством систем дистанционного банковского обслуживания, в случае, если договор банковского вклада подписывается электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи.
Комитет, отмечая социальную направленность законопроекта, а также важность и актуальность вопросов повышения уровня информированности граждан - потребителей финансовых услуг, поддерживает его концепцию.
Вместе с тем полагаем обратить внимание на следующее.
Комитет отмечает, что проектируемое указание условий договора банковского вклада в форме таблицы является более понятной формой восприятия информации для потребителей и позволит сравнивать условия разных банков в целях выбора наиболее подходящего продукта.
Однако нельзя не отметить, что такие изменения потребует существенной доработки информационных систем банка и повлекут дополнительные расходы для банков.
Законопроектом определяется, что если договор банковского вклада подписывается сторонами указанного договора электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, кредитная организация обязана до подписания физическим лицом договора банковского вклада обеспечить с использованием систем дистанционного банковского обслуживания его ознакомление с таблицей условий договора банковского вклада и значением минимальной гарантированной процентной ставки по вкладу и получение от него подтверждения такого ознакомления.
Комитет обращает внимание, что в законопроекте используется понятие "дистанционное банковское обслуживание". При этом указанное понятие в законодательстве Российской Федерации отсутствует, а в законопроекте его значение не раскрывается.
Комитет отмечает, что использование не имеющих законодательного определения терминов создает правовую неопределенность и может привести к различному толкованию правоприменителями одних и тех же норм.
С учетом изложенного Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.