Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 января 2021 г. N 5.1-01/108
на проект федерального закона N 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений", принятому Государственной Думой 20 января 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1054506-7) был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации Ю.Л. Воробьевым, А.П. Майоровым, Л.З. Талабаевой, Т.А. Гигель, депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, Н.П. Николаевым, О.В. Савастьяновой и другими 12 ноября 2020 года под наименованием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины".
Федеральным законом вносятся изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), а также в Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", направленные на совершенствование правоотношений в сфере заготовки, транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины, заключения сделок с древесиной и продукцией ее переработки, обеспечение достоверного учета качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, формирование полных и достоверных данных о лесах и об их использовании в федеральной государственной информационной системе лесного комплекса.
Федеральным законом (статья 1) предусматривается обязательность учета древесины и продукции ее переработки, перечень которых будет определен Правительством Российской Федерации, в том числе в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Учет древесины будет осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти путем внесения в государственный лесной реестр сведений, предусмотренных Лесным кодексом в редакции Федерального закона.
Транспортировка древесины и продукции ее переработки любым видом транспорта будет допускаться только после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения электронного сопроводительного документа, который оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами. При этом Федеральным законом установлены случаи, при которых формирование указанного электронного сопроводительного документа не требуется.
Хранение заготовленной древесины после вывоза ее с лесосеки будет допускаться исключительно в местах (пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), сведения о которых вносятся в государственный лесной реестр. Указанные требования не распространяются на древесину, заготовленную гражданами для собственных нужд, на древесину, которая находится в собственности государственных или муниципальных учреждений и используется исключительно для их нужд.
Производство продукции переработки древесины будет допускаться исключительно на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр.
Закреплено, что сделки с древесиной и продукцией ее переработки, подлежащие учету, за исключением установленных случаев будут оформляться с использованием государственного лесного реестра. Сведения о внешнеторговых сделках с древесиной (декларация о сделках с древесиной), сделках по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли и сделках по реализации древесины на организованных торгах подлежат направлению совершившими их лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения их в государственный лесной реестр.
Предусматривается возможность возложения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти функции оператора единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней на подведомственное ему учреждение.
Допускается передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.
Устанавливается порядок ведения, включая состав сведений государственного лесного реестра, представления документов для внесения в государственный лесной реестр и представления сведений из государственного лесного реестра, в том числе создания и внесения сведений в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса, размещения документов и сведений в ней.
Федеральным законом (статья 2) предусматривается, что до 31 декабря 2021 года включительно на территории лесничеств, созданных в границах земель лесного фонда, расположенных в субъектах Российской Федерации, которые будут определены решением Правительства Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный надзор, будут рассматривать предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях.
Федеральным законом (статья 3) устанавливается, что до 31 декабря 2021 года включительно на территории субъектов Российской Федерации, которые будут определены решением Правительства Российской Федерации, федеральный государственный надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней, а также федеральный государственный лесной надзор (за исключением патрулирования лесов) на землях лесного фонда будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (природопользование, охрана окружающей среды) и "к" (административное законодательство и лесное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых в соответствии со статьей 5 Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 4 февраля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.