Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 26 января 2021 г. N 3.4-05/101
на проект федерального закона N 1068950-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным инвестиционным банком об условиях пребывания Международного инвестиционного банка на территории Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным инвестиционным банком об условиях пребывания Международного инвестиционного банка на территории Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 января 2021 года.
Международный инвестиционный банк (далее - Банк) образован Соглашением об образовании Международного инвестиционного банка от 10 июля 1970 года с целью содействия экономическому росту, повышению конкурентоспособности национальных экономик, расширению торгово-экономических связей и возможности взаимодействия в инвестиционной сфере в интересах его стран - членов. В настоящее время членами Банка являются Россия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Румыния, Словакия, Чехия, причем Российская Федерация является его крупнейшим акционером.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным инвестиционным банком об условиях пребывания Международного инвестиционного банка на территории Российской Федерации (далее - Соглашение) подписано в городе Москве 11 февраля 2020 года.
Соглашение подготовлено в рамках реализации решения Совета управляющих Международного инвестиционного банка о переносе штаб-квартиры Банка из Москвы в Будапешт и об открытии его полнофункционального отделения на территории Российской Федерации с целью повышения эффективности осуществления деятельности Банка и обеспечения благоприятных условий для работы его отделений и представительств в России.
Подписание Соглашения прекращает действие Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Международным инвестиционным банком об урегулировании вопросов, связанных с местопребыванием в СССР Международного инвестиционного банка, от 23 декабря 1977 года.
В статье 2 Соглашения определен правовой статус Банка, который является международной организацией, субъектом международного права, обладает международной правоспособностью и имеет право, в частности, заключать международные договоры. Банк не подлежит государственной регистрации на территории Российской Федерации, его деятельность не требует лицензирования и не подлежит регулированию уполномоченными государственными органами и Банком России (пункт 4).
В соответствии со статьей 4 Соглашения Банк как международная организация открывает полнофункциональное отделение в Москве, а также получает право учреждать дочерние организации и, по согласованию с Правительством Российской Федерации, открывать дополнительные отделения и представительства на территории Российской Федерации.
Положения Соглашения также предусматривают предоставление Банку:
привилегий и иммунитетов, признаваемых в отношении имущества, активов, архивов и документов;
налоговых, таможенных и иных льгот, в частности, освобождение Банка, его имущества и активов от любых налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей федерального, регионального и местного уровня;
привилегий и иммунитетов для членов Совета управляющих, членов Совета директоров, должностных лиц и сотрудников;
социальных гарантий, льгот и компенсаций должностным лицам и сотрудникам.
Финансирование основной деятельности отделений и представительств Международного инвестиционного банка в Российской Федерации будет осуществляться за счет средств Банка. При этом, в соответствии со статьей 7 Соглашения, Правительство Российской Федерации, по возможности, будет оказывать Банку, по его просьбе, содействие в подборе подходящих служебных помещений и оборудования, необходимых для размещения представительств и отделений Банка, а также в доступе к иным объектам и услугам материально-технического характера, необходимым для его функционирования, на не менее благоприятных условиях, чем те, которые предоставляются любой другой международной организации или дипломатическому представительству на территории Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Соглашение временно применяется по истечении тридцати дней с даты подписания (с 13 марта 2020 года) и вступает в силу с даты получения Международным инвестиционным банком письменного уведомления Правительства Российской Федерации о выполнении процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
Комитет отмечает, что внесение Соглашения на ратификацию в Государственную Думу осуществлено с нарушением требований пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" о соблюдении шестимесячного срока представления международного договора в Государственную Думу с даты начала его временного применения (дата внесения -4 декабря-2020 года).
Ратификация Соглашения будет способствовать созданию благоприятных условий для деятельности Международного инвестиционного банка, укреплению и развитию сотрудничества между Россией и Банком, что в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживает ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным инвестиционным банком об условиях пребывания Международного инвестиционного банка на территории Российской Федерации".
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.