Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 27 января 2021 г. N 3.4-05/112
на проект федерального закона N 1101332-7 "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 27 января 2021 года.
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (далее - Договор) был подписан в городе Праге 8 апреля 2010 года и вступил в силу 5 февраля 2011 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи XIV Договор остаётся в силе в течение 10 лет с возможностью его продления. Если Стороны решат продлить настоящий Договор, он продлевается на срок не более пяти лет, если только он не будет заменен ранее этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
26 января 2021 года между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки заключено Соглашение в форме обмена нотами о продлении Договора (далее - Соглашение).
Предлагается продлить срок действия Договора на пять лет до 5 февраля 2026 года.
Целью Договора является дальнейшее сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений Российской Федерации и США, укрепление предсказуемости, стабильности и безопасности Сторон и снижение глобальной ядерной угрозы.
Договор предусматривает, что каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения (далее - СНВ) таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу настоящего Договора их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (далее - МБР), баллистических ракет подводных лодок (далее - БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков; 1550 единиц для боезарядов на указанных носителях; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков. Каждая из Сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ.
Пунктом 3 статьи XIV Договора установлено, что каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если она решит, что связанные с содержанием Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы.
Комитет отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 28 января 2011 года N 1-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений" в Комитете Совета Федерации по международным делам регулярно рассматривается вопрос ходе выполнения Договора и о состоянии стратегических сил Российской Федерации.
Продление Договора будет содействовать развитию новых стратегических отношений между Российской Федерацией и США на основе взаимного доверия, открытости и сотрудничества, укреплению безопасности Сторон, а также способствовать снижению ядерной угрозы в целом, что отвечает интересам Российской Федерации.
Реализация Соглашения не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых на эти цели заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в Договоре содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в части наделения инспекторов привилегиями и иммунитетами аналогичными тем, которые предоставляются членам дипломатического персонала, а также Договор касается вопросов, затрагивающих обороноспособность Российской Федерации, разоружения и международного контроля над вооружениями.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Положения Соглашения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает ратификацию Соглашения. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года".
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.