Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1059597-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об уточнении административной ответственности за отдельные правонарушения при проведении предвыборной агитации)
внесенный депутатами Государственной Думы О.В. Савастьяновой, А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, В.В. Ивановым, И.Е. Марьяш, Д.В. Ламейкиным, Д.В. Сватковским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
В соответствии со статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 1500 рублей; на должностных лиц - от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 20 тысяч до 100 тысяч рублей.
Также статьей 5.12 Кодекса предусмотрена административная ответственность за изготовление, распространение, или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах. За совершение названных правонарушений установлены следующие максимальные размеры штрафов: для граждан - одна тысяча пятьсот рублей; для должностных лиц - 3 тысячи рублей; для юридических лиц - 100 тысяч рублей.
Авторами представленной законодательной инициативы предлагается существенное повышение установленных размеров административных штрафов.
Вместе с тем, в пояснительной записке к законопроекту не содержится данных правоприменительной и судебной практики за последние несколько лет, свидетельствующих о неэффективности применения действующих санкций, а также не приведена достаточная аргументация столь существенного повышения размеров штрафов, в том числе с учетом требований соразмерности и индивидуальности ответственности.
Кроме того, административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, не исчерпываются предусмотренным законопроектом перечнем правонарушений. Представляется, что реализация предлагаемых мер усиления ответственности может привести к назначению несоразмерных наказаний за совершение административных правонарушений, аналогичных по характеру, степени и размеру вреда.
Представляется, что данные положения законопроекта подлежат дополнительному обсуждению в ходе дальнейшей работы над текстом законопроекта.
Вместе с тем, отмечаем, что осуществление предвыборной агитации оказывает значительное влияние на структуру и динамику формирования предпочтений избирателей, имеет особую значимость для проведения свободных, справедливых выборов и, безусловно, является одной из ведущих стадий избирательного процесса. Ведь в отсутствие достоверной и объективной информации о кандидатах свободное и ответственное голосование на выборах невозможно. И только в случае соблюдения требований законодательства в сфере избирательного процесса повышается ответственность каждого гражданина, отдающего свой голос за кандидата.
При этом следует обратить внимание на то, что при назначении административной ответственности необходимо учитывать требование адекватности в соотношении степени воздействия правовых средств на общественные отношения и той социально значимой цели, на достижение которой они направлены.
В этой связи отмечаем, что поскольку административный штраф является действенным и эффективным способом борьбы с административными правонарушениями, в том числе в области избирательного законодательства, вопрос адекватности размера штрафа как административной санкции за нарушения избирательного законодательства имеет особую значимость.
Таким образом, полагаем, что концептуальная идея законопроекта об усилении административной ответственности заслуживает внимания и поддержки, а уровень какой ответственности целесообразно дополнительно проработать при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 1059597-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.