Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1058461-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции",
внесенному сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным, А.Н. Епишиным и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) изменения, которые, как следует из пояснительной записки, направлены на "совершенствование порядка применения норм минимального использования производственной мощности в отношении основного технологического оборудования для производства этилового спирта", а также на "пресечение деятельности недобросовестных производителей этилового спирта".
Полагаем, что пояснительная записка к законопроекту не содержит исчерпывающие обоснования необходимости и целесообразности внесения в Федеральный закон ряда изменений. Например, отсутствует обоснование повышения нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта, которой должен соответствовать объем такого производства, до 70 процентов производственной мощности, при этом речь идет о квартальном объеме производства (предлагаемая редакция пункта 10 статьи 8 Федерального закона).
Кроме того, указанное проектируемое положение не согласуется с абзацем двадцатым статьи 5 Федерального закона, в котором "установление норм минимального использования производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта" (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 436-ФЗ) отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, а также нуждается в соотнесении с подпунктом 18 статьи 2 Федерального закона, в котором производственная мощность определяется как "максимально возможный годовой объем производства соответствующей продукции...".
Проектом федерального закона предлагается считать невыполнение нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта основанием для аннулирования соответствующей лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (проектируемый подпункт 7 пункта 3.2 статьи 20 Федерального закона). При установлении факта несоблюдения организацией такой нормы не учитывается только период планового ремонта основного технологического оборудования, "не превышающий 30 календарных дней" (предлагаемая редакция пункта 10 статьи 8 Федерального закона).
Не ясно, как данное предложение учитывает интересы добросовестных производителей этилового спирта, у которых указанный ремонт по объективным причинам превысил тридцатидневный срок (или требуется внеплановый ремонт), а уведомление о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которым они могли бы воспользоваться, законопроектом исключается (предлагаемые редакции подпунктов 20 и 21 статьи 2, пункта 10 статьи 8 Федерального закона).
Проектом федерального закона предлагается изложить определение понятия "норма минимального использования производственной мощности" в новой редакции (предлагаемая редакция подпункта 19 статьи 2 Федерального закона).
Не ясно, в каких целях из указанного определения исключается положение о том, что соответствующий объем производства этилового спирта, алкогольной продукции с использованием этилового спирта выражается в декалитрах.
Положения проекта федерального закона следует соотнести с нормами Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 436-ФЗ, которыми внесены изменения, в частности, в пункт 10 статьи 8 Федерального закона, затрагиваемый законопроектом.
Требует уточнения предлагаемый срок вступления в силу проектируемого федерального закона (1 января 2021 года).
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.