Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
о проекте федерального закона N 1058461-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольный продукции",
внесенном сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным, А.Н. Епишиным и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1058461-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольный продукции", и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), предусматривающих законодательное закрепление нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта равной 70 процентам.
Предлагается также дополнить перечень оснований для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению федерального органа по контролю и надзору новым основанием - невыполнение нормы минимального использования производственных мощностей при производстве этилового спирта.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, вносимые изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ направлены на сокращение объемов нелегального производства этилового спирта на лицензируемом оборудовании.
Комитет отмечает, что в соответствии с подпунктом 18 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под мощностью основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции (производственная мощность) понимается максимально возможный годовой объем производства соответствующей продукции на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах (подпункт в редакции Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ).
Таким образом, в действующей редакции Федерального закона N 171-ФЗ производственная мощность основного технологического оборудования рассчитывается исходя из максимально возможного годового объема производства этилового спирта или алкогольной продукции.
Вместе с тем, в соответствии с проектируемым пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, предлагается запретить осуществление производства этилового спирта, если квартальный объем такого производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности равной 70 процентам.
Комитет отмечает, что в пояснительной записке отсутствует обоснование повышения нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта до 70 процентов производственной мощности, а также о квартальном учете объема производства.
Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 171-ФЗ, установление норм минимального использования производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в редакции Федерального закона N 436-ФЗ).
В соответствии с проектируемым абзацем первым пункта 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, если на квартал, за который осуществляется определение объема производства этилового спирта, приходится плановый ремонт основного технологического оборудования, период такого ремонта, не превышающий 30 календарных дней, не учитывается при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения не затронут добросовестных производителей.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что учитывая безоговорочное аннулирование лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению федерального органа по контролю и надзору за невыполнении нормы минимального использования производственной мощности, требует обсуждения положение добросовестных производителей этилового спирта, у которых указанный ремонт по объективным причинам превысил тридцатидневный срок либо возникла необходимость внепланового ремонта основного технологического оборудования.
Комитет также обращает внимание, что несоблюдение нормы минимального использования производственной мощности оборудования может быть вызвано причиной, не зависящей от организации-производителя этилового спирта (например, нарушение контрагентом сроков поставки сырья и пр.).
Данные обстоятельства создают риски ограничения конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и могут привести к формированию рынка крупных производителей этилового спирта.
Вместе с тем Комитет концептуально поддерживает законопроект.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе принять проект федерального закона N 1058461-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольный продукции" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.