Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1030177-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов",
внесенный Мурманской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), уточняющие порядок предоставления субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации федеральному бюджету, а также устанавливающие порядок предоставления субвенций из местных бюджетов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 проекта абзац второй пункта 1 статьи 85 БК РФ дополняется новым случаем возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации - заключение субъектом Российской Федерации договоров (соглашений) о передаче полномочий субъекта Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами. Данное дополнение не соответствует общему правилу установления расходных обязательств. При исполнении переданных полномочий расходные обязательства возникают у лица, которому данные полномочия переданы, а у передающей стороны возникают расходные обязательства только в части предоставления субвенций на их исполнение (см., например, абзац двадцатый статьи 6, статью 65, абзацы пятый, шестой пункта 1 статьи 85 БК РФ).
В связи с дополнением пункта 1 статьи 86 БК РФ новым абзацем, предусматривающим новое расходное обязательство муниципального образования, отмечаем, что пунктами 2, 3, 3.1 и 3.2 указанной статьи не установлен порядок установления и исполнения соответствующего расходного обязательства муниципального образования.
Пункты 3 - 4 проектируемой статьи 138.2 БК РФ, регулирующие цели и условия предоставления субвенций федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации, следует соотнести с пунктом 2 статьи 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), согласно которому в соглашении между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти о передаче им осуществления части своих полномочий должны определяться условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, порядок осуществления контроля за осуществлением части полномочий, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения, и с пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которому федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий.
В проектируемой статье 142.1-1 БК РФ предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из местных бюджетов. В этой связи обращаем внимание на статью 65 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в которой указаны субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов. При этом предлагаемая в законопроекте субвенция в указанной статье не предусмотрена, что требует внесения соответствующих изменений.
Кроме того, согласно пункту 1 проектируемой статьи 142.1-1 БК РФ такие субвенции предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. В связи с этим не ясно, должны ли указанные субвенции предоставляться при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществленном в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами. Возможность такого перераспределения полномочий предусмотрена, например, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации". В этой связи считаем, что данная норма проекта нуждается в уточнении.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.