Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1030177-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов",
внесенный Мурманской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 1030177-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов" (далее - законопроект), внесенный Мурманской областной Думой.
Представленным законопроектом предлагается внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) изменения, направленные на совершенствование правового регулирования межбюджетных отношений в сфере предоставления межбюджетных трансфертов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления.
В рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее-БК РФ).
Частью 1 статьи 9 БК РФ закреплено, что определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и их предоставление относится к полномочиям муниципальных образований.
Положениями статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации, среди прочего, отнесено: предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.
В силу пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать требованиям установленным настоящим Федеральным законом.
Статьей 26.8 Федерального закона N 184-ФЗ закреплены принципы и порядок заключения соглашений, в том числе в части распределения межбюджетных трансфертов между различными уровнями управления при заключении соглашений о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках межбюджетных трансфертов, согласно статье 135 БК РФ, финансовые средства предоставляются, среди прочего, в форме: субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации; субвенций федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодателем создана система правового регулирования рассматриваемой сферы правоотношений.
В части же положений проектируемой статьи 142.1-1 БК РФ, предполагающий закрепление механизма предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из местных бюджетов следует отметить, что законами субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением ряда полномочий органов местного самоуправления, обеспечивающих конституционный принцип самостоятельности муниципальных образований.
Введение в 2014 году института "перераспределения полномочий" было обусловлено в том числе сложностями в финансовом и кадровом обеспечении отдельных муниципальных образований при решении комплекса вопросов местного значения.
Субъекты Российской Федерации при перераспределении полномочий должны исходить из принципа перераспределения наиболее сложных для реализации муниципальными образованиями вопросов местного значения с учетом имеющихся возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.
Складывающаяся в настоящее время практика правоприменения показывает, что во многих субъектах Российской Федерации принимаются законы о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (с передачей полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), в том числе полномочий в сфере земельных отношений, градостроительства и т.д.
Введение механизма передачи субвенций из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях реализации перераспределяемых полномочий может привести к ситуации, при которой перераспределение полномочий по решению вопросов местного значения с одновременной передачей финансовых средств из местных бюджетов (в том числе дефицитных) в бюджеты субъектов Российской Федерации практически девальвирует сложившуюся систему перераспределения полномочий между уровнями публичной власти и решения вопросов местного значения на местном уровне самоуправления.
В то же время при отсутствии в настоящее время единой методики расчета финансирования расходных обязательств по реализации отдельных полномочий по решению вопросов местного значения с учетом региональных особенностей различных субъектов Российской Федерации может негативно отразиться на состоянии местных бюджетов и муниципальных образований в целом.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.