Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1033331-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности",
внесенный Законодательным собранием Ленинградской области (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) прекращает свое действие с 1 января 2021 года.
Законопроектом предлагается продлить срок действия ЕНВД до 1 января 2024 года.
Необходимо отметить, что вышеуказанный специальный налоговый режим не учитывает масштабы экономической деятельности хозяйствующих субъектов и применятся вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. На момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования, в связи с этим было принято решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество транспортных средств, количество работников и т.д.). С развитием цифровых технологий совершенствуется применение контрольно-кассовой техники в режиме онлайн-касс, у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как налогоплательщики ЕНВД по-прежнему исчисляют налог с физических показателей, что может привести к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.
По истечении 2020 года налогоплательщики единого налога на вмененный доход в отношении осуществляемой ими предпринимательской деятельности вправе будут выбирать наиболее оптимальный для них налоговый режим (общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Индивидуальные предприниматели также могут перейти на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) или на уплату налога на профессиональный доход.
В настоящее время уже принят ряд мер, способствующих более гибкому и плавному переходу налогоплательщиков с ЕНВД на иные режимы налогообложения. В частности, Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 2.2, согласно которому налогоплательщики, применявшие ЕНВД или ПСН до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса. Кроме этого, указанным Федеральным законом для субъектов малого или среднего предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15 процентов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предоставлена возможность применения УСН в случае превышения ограничений по величине доходов налогоплательщика (не более чем на 50 млн.рублей) и по средней численности работников (не более чем на 30 человек).
Федеральным законом от 23.11.2020 N 373-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации":
- предоставлена возможность применения ПСН в отношении любых видов предпринимательской деятельности по решению субъекта Российской Федерации (предусмотренных ОКВЭД), за исключением тех, в отношении которых Кодексом установлен прямой запрет на применение к ним указанного специального налогового режима;
- предоставлено право уменьшения суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму страховых взносов;
- предоставлено право уменьшения суммы налога по ЕНВД за последний налоговый период применения данного налогового режима на сумму страховых взносов, уплаченных после 31 декабря 2020 года;
- в целях применения УСН снято ограничение по численности работников для потребительских коопераций, а также предоставлена возможность учета использованных в период применения указанного налогового режима материальных расходов в виде стоимости сырья и материалов, приобретенных и оплаченных в периоде применения ЕНВД;
- предоставлена возможность вычета при переходе на общий режим налогообложения сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику в период применения ЕНВД при приобретении товаров или фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, которые не были использованы в деятельности на ЕНВД.
В рамках совершенствования УСН в настоящее время также прорабатывается вопрос об отмене обязанности представления налоговых деклараций для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения в виде доходов (законопроект N 875583-7 "О внесении изменений в главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации" принят Государственной Думой в первом чтении 20.02.2020).
Одновременно с вышеизложенным, Комитет отмечает, что продление срока действия ЕНВД после 2020 года Правительством Российской Федерации не предусмотрено, что подтверждается Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Комитет также обращает внимание на то, что изложенный в законопроекте порядок вступления в силу федерального закона не соответствует требованиям статьи 5 Кодекса.
На законопроект имеются отрицательные заключения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку также не поддерживает рассматриваемый проект федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам не поддерживает проект федерального закона N 1033331-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.