Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 8 декабря 2020 г. N 97)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций" (далее также - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на усиление надзорных полномочий государства за деятельностью некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и российскими подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В соответствии с законопроектом в определении критериев отнесения некоммерческой организации (далее - НКО) к категории НКО, выполняющих функции иностранного агента, уточняется понятие иностранного источника финансирования. В частности, иностранным финансированием будет являться ситуация, когда некоммерческая организация получает финансирование от российского юридического лица, конечным владельцем (бенефициарием) которого являются иностранные граждане.
Комитет полагает, что указанное положение законопроекта позволяет перекрыть применяемый на практике путь уклонения НКО, фактически получающих иностранное финансирование посредством транзита денежных средств через российских юридических лиц, от признания таких НКО в качестве выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии с законопроектом структурным подразделениям (филиалам и представительствам) иностранных некоммерческих неправительственных организаций, созданных или создаваемых на территории Российской Федерации, запрещается использовать жилое помещение в качестве места регистрации. Данная правовая норма повышает прозрачность деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилое помещение должно использоваться в целях проживания граждан, а не в интересах деятельности юридических лиц.
Согласно законопроекту в отчет, который обязана предоставлять в органы Министерства юстиции Российской Федерации НКО, выполняющая функции иностранного агента, надлежит дополнительно включать заявленные для осуществления и уже осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились.
Аналогичную информацию будут предоставлять филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Минюст России получает право направить НКО, выполняющей функции иностранного агента, мотивированное предписание о запрещении реализации той или иной программы или ее части. НКО по получении такого предписания обязана отказаться от реализации всех мероприятий, входящих в эту программу или ее часть. В случае неисполнения предписания Минюст России вправе направить в суд иск о ликвидации НКО.
Комитет отмечает, что в отношении филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций аналогичные нормы уже действуют. По мнению Комитета, их распространение также на российские НКО, выполняющие функции иностранного агента, представляется необходимым с целью защиты прав граждан, безопасности страны и нравственных принципов, установленных Конституцией Российской Федерации.
Законопроектом вводится дополнительное основание для неплановой проверки НКО - поступление в орган юстиции информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии российской некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной некоммерческой неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Комитет считает обоснованной необходимость проведения в указанном случае неплановой проверки НКО, поскольку ее совместное участие в мероприятии, проводимой иностранной или международной некоммерческой неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации, может быть связано с наличием иностранного финансирования.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.