Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1040740-7 "О внесении изменения в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о предельной величине дохода плательщика за расчетный период при установлении фиксированных размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование),
внесенный Ярославской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), установив, начиная с 2021 года, индексацию предельной величины дохода плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), при превышении которой плательщики страховых взносов помимо фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчисляют и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы, превышающей предельную величину дохода. Указанную предельную величину дохода предлагается индексировать пропорционально увеличению фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, предлагается установить ограничение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - не более 10% от предельной величины предельного дохода.
Комитет отмечает, что законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования, в том числе по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с действующими в настоящее время положениями статьи 430 Кодекса вышеуказанные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в следующем размере:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, установленном за соответствующий расчетный период;
в случае, если величина дохода превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, установленном за соответствующий расчетный период, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более установленного восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что "ежегодная индексация величины доходов налогоплательщиков позволит добиться установления равновесного баланса между размером фиксированных взносов и собственно доходами предпринимателей, регулярная индексация фиксированного размера страховых взносов обеспечит стабильный рост доходной части бюджета".
По мнению Комитета, возможность установления наиболее оптимальной страховой нагрузки на плательщика страховых взносов, соблюдая баланс не только частных, но и определенных принципом солидарности публичных интересов, в настоящее время реализуется путем установления фиксированного размера страховых взносов, подлежащих уплате в случае, если доход плательщика не превышает 300 000 рублей, на каждый расчетный период, на федеральном уровне.
Так, Федеральным законом от 15.10.2020 N 322-ФЗ "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" уже определен размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам на 2021, 2022 и 2023 годы. Следует обратить внимание, что фиксированные размеры страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, на 2021 год установлены на уровне 2020 года именно с учетом темпов роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, а также темпов роста инфляции на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленного Минэкономразвития России.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Вместе с тем, реализация предлагаемой законопроектом меры повлечет за собой уменьшение подлежащей уплате суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что приведет к выпадающим доходам бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, компенсация которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. В связи с этим, необходимо произвести соответствующие расчеты в части выпадающих доходов и определить источники их компенсации.
На законопроект имеются отрицательные заключения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации.
К законопроекту поступило 10 отрицательных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 5 положительных. За принятие законопроекта высказалось 8 исполнительных органа государственной власти субъектов Российской Федерации, против - 30.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам не поддерживает проект федерального закона N 1040740-7 "О внесении изменения в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.