Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку к решению Комитета от 17 декабря 2020 г. N 228/3
на проект федерального закона N 1070133-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
(в части расширения целей кредитных договоров (договоров займа), в отношении которых реализуются меры государственной поддержки)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1070133-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ) предусмотрено, что право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу). При этом Федеральным законом N 157-ФЗ установлено, что целью кредитного договора должно являться приобретение по договору купли-продажи жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Законопроектом предлагается расширить перечень целей заключаемого кредитного договора (договора займа) и распространить положения Федерального закона N 157-ФЗ на случаи, когда кредитные средства используются на:
строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
приобретение по договору купли-продажи строящегося объекта индивидуального строительства;
приобретение доли в праве общей собственности;
оплату паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива;
приобретение жилого помещения в соответствии с программами, реализуемыми субъектами Российской Федерации;
приобретение объектов недвижимости с одновременной оплатой за счет кредитных средств неотделимых улучшений, ремонта, страховых продуктов.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что кредиторами по кредитным договорам (договорам займа), в отношении которых реализуются предусмотренные Федеральным законом N 157-ФЗ меры поддержки, могут являться только кредитные организации, единый институт развития в жилищной сфере (АО ДОМ.РФ), организации, уполномоченные АО ДОМ.РФ, а также ипотечные агенты.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемые нововведения в части расширения целей кредитных договоров (договоров займа), в отношении которых реализуются меры государственной поддержки, позволят повысить эффективность реализации мер государственной поддержки, распространив такую поддержку на более широкий круг лиц.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на защиту интересов многодетных семей, в которых родители являются заемщиками по договорам об ипотечном кредите. Вместе с тем Комитет считает необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению учесть следующие замечания.
Проектируемым законопроектом пунктом 1.4 части 5 Федерального закона N 157-ФЗ устанавливается, что целью кредитного договора, в отношении которого осуществляется реализация предусмотренных Федеральным законом N 157-ФЗ мер государственной поддержки, может быть оплата паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива (соответствующего положениям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ) вне зависимости от даты получения разрешения на строительство многоквартирного дома. Одновременно с этим проектируемой частью 3 статьи 2 законопроекта определяется, что меры государственной поддержки могут быть реализованы, если целью кредитного договора является оплата паевого взноса члена жилищного кооператива, который осуществил строительство жилого дома, если разрешение на строительство такого дома получено до вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2018 года N 175-ФЗ, положениями которого были изменены требования к жилищно-строительным кооперативам. Представляется, что буквальное прочтение проектируемой части 3 статьи 2 законопроекта приводит к неоднозначному толкованию положений законопроекта и требует уточнения и доработки.
По законопроекту также имеются лингвостилистические и юридико-технические замечания, которые могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1070133-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.