Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 18 декабря 2020 г. к N 242, п. 1.2.
на проект федерального закона N 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях упрощения порядка осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, для которых осуществляемые и имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства виды деятельности не являются основными. К таким видам деятельности законопроектом предлагается отнести оказание услуг по водоснабжению (водоотведению), а также выполнение работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (за исключением производства лекарственных средств).
В качестве критерия, позволяющего определить, что обозначенные виды деятельности не являются для хозяйственного общества основными, предлагается использовать стоимость имущества, применяемого для их осуществления. Согласно законопроекту, по данным бухгалтерской отчетности за последние три года она не должна превышать одного процента балансовой стоимости активов общества за каждый завершенный отчетный год.
В отношении указанных обществ законопроект предусматривает установление упрощенного порядка принятия решения о предварительном согласовании сделки, совершаемой иностранным инвестором, или согласовании установления им контроля при условии, что такой инвестор предоставляет в уполномоченный орган информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, не является иностранным государством или международной организацией и не находится под их контролем.
Проектируемый порядок предполагает возможность принятия решения о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля уполномоченным органом без рассмотрения ходатайства иностранного инвестора Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
В качестве условий принятия такого решения законопроектом предусматривается поступление в уполномоченный орган заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти об отсутствии угрозы обороне страны и безопасности государства в результате совершения сделки (установления контроля над обществом), а также об отсутствии необходимости рассмотрения планируемой сделки (ходатайства о согласовании установления контроля) указанной комиссией.
Проектируется также, что в случае поступления в уполномоченный орган заключений федеральных органов исполнительной власти о наличии угрозы обороне страны и безопасности государства или наличии необходимости вынесения на рассмотрение правительственной комиссии планируемой сделки (или ходатайства о согласовании установления контроля) уполномоченный орган направляет соответствующее ходатайство и материалы к нему в указанную комиссию.
Вносимые изменения предусматривают, что подконтрольные иностранным государствам организации также смогут устанавливать контроль над хозяйственными обществами, для которых имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства виды деятельности не являются основными, при обязательном предварительном согласовании соответствующих сделок.
Кроме того, законопроектом предлагается расширить перечень обязательств, которые могут быть возложены на заявителя при принятии правительственной комиссией решения о предварительном согласовании сделки (согласовании установления контроля), включив в него:
продолжение осуществления обществом вида деятельности, имеющего стратегическое значение;
передачу в установленный срок прав на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению и деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а также прав в отношении имущества, необходимого для осуществления таких видов деятельности, иному лицу либо в государственную или муниципальную собственность;
продолжение реализации обществом, осуществляющим водоснабжение и водоотведение, утвержденной инвестиционной программы;
обеспечение сохранения обществом на уровне не ниже предшествующего дате совершения сделки (или установления контроля), объемов производства и поставок продукции (работ, услуг);
внедрение на территории Российской Федерации инновационных технологий, а также размещение объектов по производству деталей, узлов, комплектующих и материалов, используемых обществом для производства и поставок в необходимых объемах продукции (работ, услуг).
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие будет способствовать расширению притока иностранных инвестиций в хозяйственные общества, для которых предусмотренные им виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными.
В свою очередь, предоставление правительственной комиссии возможности установить для заявителя дополнительные обязательства при принятии по нему решения о предварительном согласовании сделки (согласовании установления контроля) снижает риск неконтролируемого со стороны государства отказа общества от осуществления видов деятельности, имеющих стратегическое значение.
Помимо этого создается дополнительный правовой механизм, направленный на расширение внедрения на территории Российской Федерации инновационных технологий, а также размещения объектов по производству деталей, узлов, комплектующих и материалов, используемых обществом для производства и поставок в необходимых объемах продукции (работ, услуг).
Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
Так, пункт 2 законопроекта устанавливает обязательность предварительного согласования сделок по установлению контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение в силу осуществления соответствующих видов деятельности, которые для него не являются основными, если такие сделки совершаются организацией, находящейся под контролем иностранного государства, в отношении указанного общества либо в отношении контролирующего его хозяйственного общества, не имеющего стратегического значения. Вместе с тем проектируемая норма не учитывает, что подобная сделка может быть совершена в отношении иных видов юридических лиц, контролирующих хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение.
Положения пунктов 2 и 5 законопроекта не позволяют однозначно определить содержание понятия хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в отношении которого сделки, совершаемые иностранными инвесторами, требуют обязательного предварительного согласования, в том числе в упрощенном порядке. Исходя из предложенной формулировки проектируемое регулирование может быть отнесено как к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение исключительно в силу осуществления тех видов деятельности, которые не являются для них основными и прямо поименованы в законопроекте, так и к обществам, осуществляющим помимо указанных иные виды деятельности, имеющие стратегическое значение.
Предусмотренное подпунктом "б" пункта 4 законопроекта уточнение процедуры проверки хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, при наличии основания для принятия в упрощенном порядке решения о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля предполагает направление уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти в области обороны и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности запросов о возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства либо ее отсутствии с приложением к таким запросам копий поступивших в уполномоченный орган заключений иных федеральных органов исполнительной власти о необходимости либо отсутствии необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства правительственной комиссией.
Вместе с тем, учитывая, что согласно пункту 3 законопроекта направление запросов о необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства правительственной комиссией осуществляется уполномоченным органом в одни и те же сроки, что и направление запросов о возникновении либо отсутствии возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства, представление уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти в области обороны и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности копий заключений иных федеральных органов исполнительной власти о необходимости либо отсутствии необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства правительственной комиссией одновременно с направлением запросов о возникновении либо отсутствии возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства является вряд ли возможным. В этой связи представляется целесообразным уточнить процедуру направления запросов, а также предусмотреть порядок действий в ситуации, при которой федеральный орган исполнительной власти по какой-либо причине не представил уполномоченному органу в установленный законом срок заключение в соответствии с поступившим ему запросом.
Указанные замечания не носят концептуальный характер и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению. В этой связи Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.