Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1057895-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации",
внесенный сенаторами Российской Федерации А.А. Климовым, Е.В. Афанасьевой, А.В. Вайнбергом и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается закрепить в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) понятие просветительской деятельности, под которой понимается "осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации". Поддерживая необходимость государственного регулирования просветительской деятельности, обращаем внимание, что определение просветительской деятельности не позволяет четко определить, что следует понимать под "затрагиванием отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации". Кроме того, из текста проекта следует, что просветительская деятельность может "затрагивать" общественные отношения, являющиеся предметом регулирования других законодательных актов Российской Федерации. При этом законопроектом предусматриваются изменения только в Федеральный закон (без внесения изменений в "иные законодательные акты Российской Федерации").
Также в законопроекте не раскрываются порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней. Все это предлагается отнести к компетенции Правительства Российской Федерации. Таким образом, в отношении просветительской деятельности в законопроекте лишь содержится ее определение и указание на недопустимость использования ее в целях "разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни......", то есть тех действий, которые и так запрещены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 законопроекта предусматривается наличие заключения соответствующего федерального органа государственной власти, уполномоченного в сфере образования, при подписании договоров организациями, входящими в систему образования, в контексте их участия в международном сотрудничестве в сфере образования. Полагаем, отсутствие указания на наличие только положительного заключения в таких ситуациях влечет вопрос о целесообразности этих заключений.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.