Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 991881-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)",
внесенный Законодательным собранием Краснодарского края
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить статьи 11, 23, 83, 84 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Налоговый кодекс, Кодекс) нормами, устанавливающими правила постановки на налоговый учет индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (далее - индивидуальные предприниматели) в качестве налоговых агентов по месту осуществления ими деятельности в случае, если оно не совпадает с местом их жительства. При этом под местом осуществления деятельности предлагается понимать место нахождения недвижимого имущества, используемого для систематического осуществления прибыли, продажи товаров, оказания услуг, проведения работ, оборудования стационарных рабочих мест на срок более одного месяца.
Одновременно статьи 226 и 230 части второй Налогового кодекса предлагается дополнить нормами, обязывающими таких индивидуальных предпринимателей перечислять удержанные в качестве налогового агента суммы налога на доходы физических лиц в бюджет по месту осуществления деятельности, а также сообщать в налоговые органы по месту осуществления деятельности сведения о суммах дохода, с которого не удержан налог и сумме неудержанного налога, представлять документы, содержащие сведения о доходах физического лиц и суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога.
Целью такого налогового администрирования является, как указано в пояснительной записке к законопроекту, обеспечение доходной части бюджета соответствующей территории, на которой индивидуальным предпринимателем осуществляется предпринимательская деятельность с привлечением наемных работников.
Статья 24 Налогового кодекса признает налоговыми агентами лиц, на которых Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, предоставляя им те же права, что и налогоплательщикам.
При этом Кодексом не предусмотрена возможность самостоятельного учета налоговых агентов как субъектов налоговых правоотношений. Согласно статье 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, к которым, в частности, относится постановка на учет налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых в налоговых органах по месту нахождения участка недр; налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности либо по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
В указанной связи специальный учет индивидуальных предпринимателей, указанных в законопроекте, в качестве налоговых агентов может повлечь обременение их дополнительными обязанностями, не предусмотренными статьей 24 Налогового кодекса и будет являться избыточным, в частности, по той причине, что статья 83 уже предусматривает учет налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.
Предлагаемое определение места осуществления предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя как "место нахождения недвижимого имущества, используемого для систематического получения прибыли, продажи товаров, оказания услуг, проведения работ, оборудования стационарных рабочих мест на срок более одного месяца" вступает в противоречие с положением статьи 39 Налогового кодекса, согласно которой место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй Кодекса.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.