Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 15 января 2021 г. к N 244, п. 2.2.
по проекту федерального закона N 1025624-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения объектов соглашения) (внесенному С.Ф. Лисовским в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1025624-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается распространить на сферу обращения медицинских отходов действие положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о ГЧП) в отношении объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов. По мнению разработчика инициативы данное предложение будет способствовать своевременной утилизации медицинских отходов, объем которых в последнее время значительно возрос в связи с осуществлением массовых противоэпидемических карантинных и лечебно-профилактических мероприятий, обусловленных проявлением новой коронавирусной инфекции.
По мнению Комитета, в контексте принятых мер противодействия распространению коронавируса COVID-19, возникновения повышенного спроса на использование средств индивидуальной защиты граждан и медицинского персонала, значительного роста объема применения лекарственных препаратов и медицинских изделий поступившее предложение является актуальным и может быть поддержано.
Вместе с тем, полностью разделяя базовую концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на несколько упрощенный подход к её реализации, не учитывающим наличие серьезной специфики обращения медицинских отходов, что, с точки зрения Комитета, не будет способствовать созданию условий для непротиворечивого и работоспособного правового регулирования обращения медицинских отходов в нашей стране.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
При этом частью 3 указанной статьи определены виды деятельности, связанные с медицинскими отходами - медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации, а также условия осуществления перечисленных видов деятельности - в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В этой связи Комитет обращает внимание, что проектируемая законопроектом редакция пункта 13 части 1 статьи 7 Федерального закона о ГЧП не содержит указания на указанные виды деятельности, связанные с обращением медицинских отходов, а также определения особых условий их осуществления. Кроме того утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 года N 163 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами предусматривают возможность осуществления обеззараживания и/или обезвреживания отдельных видов медицинских отходов на участках, расположенных в пределах территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и являющимся структурным подразделением такой организации. При этом такие организации поименованы в перечне возможных объектов соглашений Федерального закона о ГЧП в качестве самостоятельных предметов соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
В этой связи проектируемые положения Федерального закона о ГЧП в части распространения его действия на объекты инфраструктуры сферы обращения медицинских отходов нуждаются в доработке и согласовании с приведенными нормами законодательства РФ на предмет разработки более четких и юридически определенных идентифицирующих признаков таких объектов капитального строительства, позволяющих конкретизировать предмет и существенные условия планируемых соглашений.
Необходимо принять во внимание, что по степени опасности медицинские отходы разделены на классы "А", "Б", "В", "Г", "Д":
"А" - эпидемиологически безопасные отходы;
"Б" - эпидемиологически опасные отходы;
"В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
"Г" - токсикологические опасные отходы;
"Д" - радиоактивные отходы.
Основная проблема регулирования сферы обращения медицинских отходов заключается в том, что отходы классов "Б", "В", и "Д" имеют свою специфику и утилизируются согласно требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере обеспечения радиационной безопасности.
Медицинские отходы класса "А" приближаются по составу к твердым бытовым отходам, класс "Г" относится к промышленным отходам, в связи с чем по своим характеристикам согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО) такие отходы совпадают с отходами производства и потребления. При этом ФККО не содержит упоминания о каких-либо специальных видах отходов, определяемых как "медицинские отходы". Обращение отходов категории опасности "Б" и "В" на сегодняшний день законодательно не урегулировано.
В результате на практике региональные операторы и организации, занимающиеся сбором, вывозом и утилизацией отходов производства и потребления I-IV класса опасности, формально не имеют легитимного основания работать с медицинскими отходами, имеющими иную систему градации ("А", "Б", "В", "Г"), и вынуждены в нарушение регламентных требований рассматривать их как отходы производства и потребления. В итоге формальными нарушителями законодательства Российской Федерации являются организации, формирующие медицинские отходы, а также те перевозчики, которые заключают с ними обязательные в таких случаях договоры на вывоз мусора.
В этой связи для урегулирования ситуации Комитету представляется целесообразным внесение в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" специального раздела об обороте медицинских отходов, присвоение медицинским отходам соответствующего класса опасности, введение лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов, а также определение медицинских отходов в качестве отдельной группы отходов в ФККО.
При этом Комитет полагает, что лицензирование следует вводить только в отношении медицинских отходов категории опасности "Б" и "В". В части отходов категорий "А" и "Г", то с ними (при условии соблюдения ряда дополнительных обязательных требований) вполне бы могли продолжить работу действующие на этом рынке компании, которые на сегодняшний день обслуживают медицинские учреждения.
На основании изложенного, с условием необходимости учета высказанных замечаний, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию проекта федерального закона 1025624-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе её одобрить при рассмотрении законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.