Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1075528-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Положения законопроекта направлены на создание для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь, совершенствование законодательства в части оптимизации механизма назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям с учетом развития современных информационных технологий, а также на организацию инициативного информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. В этой связи законопроектом вносятся изменения в следующие федеральные законы.
1. В Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) вносятся изменения, позволяющие назначать в беззаявительном порядке предусмотренную действующими нормами пенсию безработным гражданам по предложению органов службы занятости, в котором будут содержаться согласие гражданина с назначением такой пенсии и способ ее доставки. При этом в целях реализации данного положения предусматривается введение порядка взаимодействия органов службы занятости и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, а также порядка информирования безработного гражданина о назначении ему пенсии.
2. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предлагается дополнить положениями, согласно которым сведения о страховом стаже застрахованного лица, необходимые для назначения страховой пенсии, могут представляться страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) не только по обращению застрахованного лица, но и по запросу органа ПФР без участия гражданина.
Кроме того, закрепляется возможность дополнения (корректировки) территориальными органами ПФР индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведениями об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, как по заявлению самого гражданина, так и в беззаявительном порядке при поступлении в порядке межведомственного информационного взаимодействия из федеральных государственных информационных систем сведений о таких периодах, а также возможность корректировки территориальными органами ПФР сведений, представленных страхователями, при соответствующем изменении пенсионного законодательства Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предлагается дополнить положениями, согласно которым беззаявительный порядок установления социальной доплаты к пенсии без истребования дополнительных документов будет распространен на всех получателей пенсий, а не только на получателей социальной пенсии детям-инвалидам, как предусмотрено действующими нормами. При этом социальная доплата к пенсии будет устанавливаться со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.
Одновременно предлагается скорректировать порядок взаимодействия соответствующих уполномоченных органов.
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) также дополняется положениями, предусматривающими беззаявительное назначение социальной пенсии по инвалидности. Такая пенсия будет устанавливаться беззаявительно со дня признания лица инвалидом (ребенком-инвалидом) на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, с одновременным извещением гражданина о назначении ему социальной пенсии.
Информирование граждан о беззаявительном назначении социальной пенсии по инвалидности либо об условиях, необходимых для назначения указанной пенсии, будет осуществляться территориальными органами ПФР в порядке определенном ПФР.
Одновременно закрепляется беззаявительный порядок перерасчета размера пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности гражданам из числа космонавтов в связи с установлением группы инвалидности или достижения возраста 80 лет.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" дополняется положениями, регулирующими беззаявительный порядок возобновления и восстановления выплаты накопительной пенсии в случаях поступления в распоряжение страховщика сведений, в том числе из единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, об аннулировании вида на жительство.
6. Беззаявительный порядок назначения предлагается ввести и для страховых пенсий по инвалидности, в связи с чем Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) дополняется новой статьей, регулирующей порядок и сроки назначения, перерасчета указанной пенсии, а также порядок извещения гражданина о назначении ему пенсии либо уведомления об условиях, необходимых для ее назначения, а также предоставляющая гражданину возможность отказаться от назначенной ему в беззаявительном порядке пенсии.
Одновременно Федеральный закон N 400-ФЗ дополняется положениями, согласно которым ПФР наделяется новой функцией - инициативное информирование застрахованного лица о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
Круг лиц, имеющих право на такое информирование (граждане, достигшие возраста 45 лет (мужчин и женщин), периодичность и состав сведений, а также способ информирования (автоматически посредством личного кабинета зарегистрированного лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), либо по заявлению застрахованного лица) закрепляется в новой статье, вводимой в Федеральный закон N 400-ФЗ.
Наряду с этим указанный Федеральный закон дополняется положениями, направленными на совершенствование пенсионного законодательства. В частности:
- предусматривается также возможность пересмотра размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения в случае приобретения пенсионером необходимой продолжительности стажа в сельском хозяйстве;
- введена обязанность территориальных органов ПФР оказывать содействие гражданам, в том числе, имеющим пенсионные права, приобретенные на территории иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о пенсионном обеспечении, в истребовании необходимых для назначения пенсии документов;
- уточняется норма о доставке страховой пенсии, в части дополнения ее положением, предусматривающим порядок доставки пенсии в случаях, когда изменяются данные, на основании которых осуществляется указанная доставка;
- изменяется срок перерасчета размера страховой пенсии (со дня ее назначения) в случае поступления дополнительных документов, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до назначения пенсии и влекущие увеличение ее размера. При этом период, прошедший со дня назначения пенсии до поступления документов в распоряжение территориального органа ПФР, не ограничен каким-либо сроком;
- дополняется статья 32 Федерального закона N 400-ФЗ положением, в соответствии с которым правила исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2022 года, за исключением изменений вносимых в Закон N 1032-1 (статья 1 законопроекта) и в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (статья 3 законопроекта).
Ввести в действие положения 1 и 3 статей законопроекта предлагается с 1 апреля 2021 года, а первое информирование застрахованных лиц, из числа лиц 1977 года рождения и ранее, предполагается осуществить до 31 декабря 2022 года.
В целом, поддерживая необходимость совершенствования правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, в том числе в части реализации гражданами их пенсионных прав, полагаем необходимым отметить, что законопроект нуждается в доработке с учетом следующего:
1) представляется, что новелла, наделяющая ПФР новой функцией инициативного информирования застрахованных лиц, которой дополняется Федеральный закон N 400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, должна найти отражение и в положениях Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предметом которого являются, в том числе функции страховщика, а также в положениях Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, в соответствии с которым осуществляется информирование гражданина о пенсионных правах, учтенных на его индивидуальном лицевом счете;
2) требует дополнительного обсуждения и обоснования проектируемое положение части 7.2 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ, предусматривающее перерасчет размера страховой пенсии со дня ее назначения в случае представления пенсионером документов, подтверждающих обстоятельства до дня назначения пенсии без ограничения каким-либо сроком периода, истекшего со дня назначения пенсии (например, после истечения 10 лет после назначения страховой пенсии);
3) дополнительного обоснования требует также и положения проектируемой редакции части 13 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ, в части, касающейся организации доставки в случае неполучения пенсионером пенсии в текущем месяце;
4) следует исключить из текста законопроекта предлагаемую часть 8.5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следует отметить, что Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных в официальном отзыве на рассматриваемый законопроект следующих замечаний и предложений.
В частности, Правительством Российской Федерации предложено дополнительно проработать вопрос о продолжительности инициативного информирования застрахованных лиц, с учетом различий в пенсионном возрасте мужчин и женщин, вопрос о сроках вступления в силу статьи 3 законопроекта с учетом технической возможности получения информации о доходах пенсионеров в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных систем, а также предложено установить отдельное правовое регулирование порядка и способа доставки пенсии по инвалидности при ее беззаявительном назначении.
На рассматриваемый законопроект поступило 27 положительных отзывов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из которых 1 субъект Российской Федерации выразил консолидированную положительную позицию.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает указанный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.