Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1108360-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на защиту граждан от необоснованного возложения на них обязанностей по установке приборов учета потребления коммунальных услуг, неосновательного обогащения ресурсоснабжающих организаций за счет социально незащищенных категорий граждан и неправомерных действий со стороны управляющих организаций, не определяющих факт отсутствия технической возможности установления приборов учета потребления коммунальных услуг. При этом в законопроекте учтены замечания Правительства Российской Федерации, изложенные в официальном отзыве от 8 декабря 2017 года N 9069п-П9 на проект федерального закона N 177651-7 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1. Законопроектом предлагается исключить положение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления воды при расчете платы за коммунальную услугу по водоснабжению для собственников помещений в многоквартирных домах, имеющих установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета.
Обязанность по установке приборов учета коммунальных услуг предусмотрена в статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) и должна была уже быть выполнена (до 1 июля 2012 года - установка приборов учета используемых воды, для Республики Крым и города федерального значения Севастополя - до 1 января 2019 года).
Вместе с тем не всеми собственниками помещений в многоквартирных домах такая обязанность выполнена. Поэтому законодатель в целях стимулирования собственников к установке приборов учета Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ предусмотрел применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг, если в помещении, которое принадлежит собственнику, не установлены приборы учета (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Целью оснащения принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме приборами учета используемых воды является учет этого вида коммунальных услуг, их экономия и повышение эффективности использования. Эта цель достигается не только самим фактом оснащения помещений указанными приборами учета, но и путем совершения собственниками этих помещений действий по передаче показаний этих приборов исполнителю коммунальных услуг.
Иными словами, сам факт оснащения собственниками своих помещений указанными приборами учета исключает применение в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг при расчете платы за коммунальные услуги, однако его наличие не означает, что собственники будут передавать показания этих приборов и тем самым будет достигаться заявленный законодателем результат.
В то же время, в большинстве случаев приборы учета потребления коммунальных услуг не устанавливаются социально незащищенными категориями граждан, у которых нет материальных средств на установку приборов учета. К таким гражданам не должны применяться карательные меры, а оказываться адресная социальная поддержка. В существующем виде норма приводит к необоснованному обогащению ресурсоснабжающих организаций, не учитывает отсутствие средств в бюджетах для оказания материальной помощи по установке приборов учета отдельным категориям граждан (малоимущие, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны и другие граждане, получающие меры социальной поддержки).
2. Несмотря на предусмотренную Федеральным законом N 261-ФЗ обязанность по установке приборов учета используемой воды, не во всех многоквартирных домах могут быть установлены индивидуальные, коллективные (общедомовые) приборы учета потребления энергетических ресурсов.
В настоящее время подпунктом "к(3)" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, предусмотрено право потребителя требовать от лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, которые утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года N 485/пр.
Однако порядок установления факта отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета не установлен, что на практике создает плодотворную почву для злоупотреблений со стороны управляющих организаций.
В настоящее время указанный правовой пробел восполняется на уровне подзаконных актов, применение которых является сложным и зачастую приводит к нарушению прав жителей многоквартирных домов. В частности, по смыслу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, потребитель должен обратиться к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу с заявлением о проведении обследования помещения на предмет установления факта отсутствия технической возможности установления приборов учета потребления коммунальных услуг. В свою очередь, у последних возникает обязанность произвести соответствующее обследование и составить акт по форме, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года N 485/пр.
Такой порядок представляется избыточным в тех многоквартирных домах, в которых имеется хотя бы один из критериев, приведенных в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года N 485/пр. В распоряжении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива имеется проектная, техническая документация на многоквартирный дом, которая позволяет без получения от каждого потребителя заявления установить факт отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг.
При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив обязаны самостоятельно (без получения заявления потребителя) устанавливать факт отсутствия технической возможности установки приборов учета потребления энергетических ресурсов, если технические характеристики помещений в многоквартирном доме не позволяют установить приборы учета.
Законопроектом предлагается установить обязанность лица, ответственного за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устанавливать факт отсутствия технической возможности установки индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета. При этом, если установка приборов учета по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без реконструкции, капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), указанное лицо устанавливает факт отсутствия технической возможности установки этих приборов учета на основании технической документации на многоквартирный дом без привлечения к этому процессу потребителей.
В законопроекте устраняется замечание Правительства Российской Федерации относительно порядка установления факта отсутствия технической возможности установки приборов учета потребления энергетических ресурсов. Такой порядок должен устанавливаться в подзаконном акте Правительства Российской Федерации, а именно в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, поскольку он должен установить подробный технический и организационный процесс.
3. Также законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 20 и 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Невыполнение обязанности по установлению факта отсутствия технической возможности установки приборов учета потребления энергетических ресурсов будет являться основанием для обращения в орган государственного жилищного надзора, который, руководствуясь статьями 20, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляет проведение контрольных или надзорных мероприятий, направленных на соблюдение управляющей организацией, товариществом, кооперативом требований к порядку по установлению указанного факта. И в случае нарушения соответствующих требований этот орган сможет принять меры, направленные на привлечение к административной ответственности (часть 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.