Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
на проект федерального закона N 1065287-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части ограничений для замещения государственных, муниципальных должностей, иных должностей в связи с наличием гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства)
внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1065287-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Статьей 3 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", направленные на организацию прохождения военной службы гражданами имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Вносимыми изменениями законопроект предусматривает установление ограничений на прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях при наличии у лица иностранного гражданства, вида на жительство и иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за пределами Российской Федерации.
Проект закона также предоставляет возможность лицам, имеющим иностранное гражданство, вид на жительство и иностранным гражданам проходить военную службу по контракту, на воинских должностях подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Также, законопроектом устанавливается обязанность письменного информирования гражданами руководства военных учебных центров при федеральной государственной организации высшего образования, военных образовательных организаций высшего образования, в которых они проходят обучение (подготовку) о фактах прекращения гражданства Российской Федерации, или о приобретении гражданства иностранного государства, либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право гражданина на постоянное проживание на территории иностранного государства, в пятидневный срок, что является основанием для их отчисления из вышеуказанных учебных заведений. В этом случае, указанная категория граждан будет подлежать призыву на военную службу.
При этом, поступление на обучение в военные учебные центры при федеральной государственной организации высшего образования, военные образовательные организации высшего образования, возможно исключительно для граждан не имеющих гражданства, вида на жительства другого государства или иного документа подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
В том числе, согласно вносимым изменениям, наличие иностранного гражданства или вида на жительства другой страны является основанием для увольнения граждан, проходящих военную службу по контракту на должностях, замещаемых мичманами, прапорщиками и офицерами.
Статьей 4 законопроекта изменениями, вносимыми в статью 27.1 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" дополняется перечень обязанностей военнослужащих установленных статьей 27.1 в части информирования руководства о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.
Комитет по обороне отмечает, что содержащиеся в проекте закона меры по упорядочению и ограничению доступа к прохождению военной службы указанных лиц являются целесообразной и необходимой корректировкой законодательства, и послужат обеспечению безопасности государства.
Вместе с тем следует отметить, что предлагаемый подпунктом "в" пункта 3 и подпунктом "б" пункта 4 статьи 3 законопроекта порядок направления на военную службу по призыву лиц, отчисленных из военных учебных центров при федеральной государственной организации высшего образования, военных образовательных организаций высшего образования в которых они проходили обучение (подготовку), на основании прекращения гражданства Российской Федерации, или по факту приобретении гражданства, вида на жительство или наличия иного права на постоянное проживание на территории иностранного государства, не корреспондируется с предлагаемой редакцией подпункта "б" пункта 1 законопроекта устанавливающего новую редакцию пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядка, в соответствии с которым прохождение службы по призыву устанавливается только для граждан Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии устранения ко второму чтению изложенных в настоящем заключении замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.