Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 993817-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования государственного учета музейных предметов и музейных коллекций",
внесенный депутатами Государственной Думы О.М. Германовой, Е.Г. Драпеко и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 993817-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования государственного учета музейных предметов и музейных коллекций", внесенный депутатами Государственной Думы О.М. Германовой, Е.Г. Драпеко и другими.
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" изменения, направленные на уточнение особенностей регулирования учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни.
В ходе рассмотрения законопроекта Комитет отмечает следующее.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить учет, хранение и использование таких предметов в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утвержденными Приказом Минкультуры России от 23 июля 2020 N 827 (далее - Единые правила).
Особенности учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, регулируются "Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней", которая была утверждена приказом Министерства культуры СССР от 15 декабря 1987 года N 513 (далее - Инструкция 1987 года) и согласована с Министерством финансов СССР.
Однако, в связи с реформой системы обязательных требований, с 1 января 2021 года некоторые акты исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, в том числе Инструкция 1987 года, отменяются.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" учет и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется "Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" (далее - Правила 2000 года), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 года N 731.
Указанные правила распространяются на музеи, однако, прежде всего, ориентированы на организации и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность производственного характера в сфере, связанной с добычей, производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней (в том числе в форме ювелирных изделий, а также лома и отходов) и не отражают особенности учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни.
В свою очередь, Единые правила не могут в полной мере учесть требования законодательства Российской Федерации в отношении учета, хранения и использования драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности, требование об учете драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах в стоимостном выражении или раздельный учет драгоценных металлов и драгоценных камней, пригодных и не пригодных для изготовления ювелирных и других изделий, предусмотренные Правилами 2000 года, но противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.
В целях устранения правового пробела законопроектом предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Минкультуры России) полномочиями по утверждению правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни.
По аналогии с Инструкцией 1987 года указанные правила предлагается утверждать по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (Минфин России), что будет способствовать обеспечению надлежащего учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций из драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом требований в обеих сферах законодательства Российской Федерации.
На основании вышесказанного, Комитет по культуре поддерживает проект федерального закона N 993817-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования государственного учета музейных предметов и музейных коллекций" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.