Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона "О рекламе", социальная реклама должна составлять в пределах 5 процентов площадей или времени, отведенного для распространения рекламы. Соответствующая обязанность применяется и при распространении социальной рекламы в сети "Интернет". Однако механизм реализации требования закона, в том числе корректного определения пятипроцентной доли для распространения социальной рекламы в сети "Интернет", отсутствует. В результате формируются неравные условия осуществления экономической деятельности: ряд компаний следуют установленным требованиям при распространении социальной рекламы в сети "Интернет", а некоторые их игнорируют. Отсутствие системного регулирования ограничивает доступ некоммерческих организаций к инструментам рекламного продвижения своих инициатив. У таких организаций нет достаточных компетенций для выбора оптимальных способов информирования о своей деятельности в сети "Интернет".
Законопроект предусматривает, что будет отобрана некоммерческая организация, которая будет наделена функциями оператора социальной рекламы. Такая уполномоченная организация будет получать сведения об объёмах распространения рекламы от площадок-рекламораспространителей, а также вести учёт форм, способов и средств распространения социальной рекламы в сети "Интернет".
Оператор социальной рекламы будет рассчитывать обязательную долю социально-значимого контента и определять доступные для использования форматы распространения социальной рекламы на основе утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методики. Сведения о предоставляемых интернет-компаниями объемах рекламного инвентаря будут доступны всем социально ориентированным организациям.
Для социально ориентированных некоммерческих организаций будут созданы возможности, обеспечивающее профессиональную коммуникацию с рекламораспространителями в сети "Интернет", консультирование и адаптацию материалов с учетом особенностей целевой аудитории и Интернет-ресурсов. В свою очередь оператор социальной рекламы будет обеспечивать соответствие предлагаемой к распространению рекламы общим отраслевым стандартам, а также требованиям, предъявляемым непосредственно интернет-площадкой.
Прозрачность работы оператора социальной рекламы гарантируется требованием предоставления ежегодного отчета о размещении социальной рекламы. Кроме этого, для рассмотрения вопросов объемов распространения и содержания социальной рекламы, разработки методики определения и уточнения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы, оператор социальной рекламы должен обеспечить образование и функционирование совета по вопросам распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предполагается, что в состав совета войдут представители социально ориентированных организаций, рекламораспространителей, отраслевых объединений и специалисты по социальной рекламе. Деятельность совета позволит сформировать необходимую платформу для организации отраслевого диалога в этой сфере.
Принятие законопроекта направлено на создание дополнительных мер поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и упрощение работы Интернет-компаний с социально-значимым контентом при распространении социальной рекламы в сети "Интернет".
Предлагаемое регулирование предоставит некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволит оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".
Вместе с тем возможность прямого взаимодействия Интернет-компаний, заказчиков и производителей социальной рекламы не исключается. В случае размещения социальной рекламы на основе прямых контактов рекламодателя (заказчика социальной рекламы) с рекламораспространителями объемы размещенной таким образом социальной рекламы в сети "Интернет" должны верифицироваться уполномоченной организацией и могут учитываться в рамках пятипроцентной доли.
Требования законопроекта предполагается распространить на рекламораспространителей - владельцев информационных ресурсов, распространяющих рекламу, ориентированную на российскую аудиторию, и имеющих ежедневную аудиторию более ста тысяч пользователей. Кроме этого, соответствующие требования предлагается распространить на владельцев рекламных систем - лиц, использующих специальное программное обеспечение для распространения рекламы на сторонних сайтах.
Исключения предусматриваются в отношении сайтов в сети "Интернет", зарегистрированных в соответствии с законодательством о средствах массовой информации в качестве сетевых изданий, а также телеканалов и радиоканалов. Специальное изъятие обусловлено тем, что такие средства массовой информации исполняют обязательства по размещению социальной рекламы и социально-значимой информации в рамках основного средства распространения своей продукции. При распространении их продукции в сети "Интернет" или предоставлении доступа к телеканалам и радиоканалам в сети "Интернет", включая обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, в которые уже включены необходимые объемы социальной рекламы.
Принятие законопроекта обеспечит выравнивание условий ведения деятельности для компаний, соблюдающих действующее регулирование, и размещающих социальную рекламу в сети "Интернет".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.