Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный законопроект.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) статьей 241.1 устанавливающей ответственность за деяния, направленные на организацию занятия попрошайничеством, если лицо ранее привлекалось к ответственности за их совершение, в том числе повышенную ответственность за указанные деяния, совершенные с использованием для занятия попрошайничеством несовершеннолетних (пункт "в" части второй) либо лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста (часть третья).
Статьей 151 УК предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством, в связи с этим возникает коллизия норм указанной статьи с нормами проектируемой статьи 241.1 УК в случае совершения попрошайничества с использованием несовершеннолетнего лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Кроме того, состав преступления, предусмотренный проектируемой статьей 241.1 УК, при определенных условиях будет обладать признаками деяний, предусмотренных частью первой статьи 127.2 УК, предусматривающей ответственность за использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг).
Следовательно, дополнение УК статьей 241.1 приведет к коллизии уголовно-правовых норм и, соответственно, к негативным последствиям для правоприменителей и участников регулируемых отношений.
Необходимо также отметить, что наряду с ответственностью, предусмотренной статьей 151 УК, законодательством ряда субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за попрошайничество и приставание к гражданам с целью попрошайничества, однако статистических данных, свидетельствующих о недостаточности существующих мер уголовной и административной ответственности, пояснительная записка к законопроекту не содержит.
Авторами законопроекта не учитывается, что деяния, предусмотренные частью второй и третьей проектируемой статьи 241.1 УК, отнесены к категории тяжких преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, предварительное следствие по которым осуществляется следователями Следственного комитета Российской Федерации (подпункт "г" пункта 1 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим отнесение данных преступлений к подследственности следователей органов внутренних дел не согласуется с положениями уголовно-процессуального законодательства.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что его принятие не повлечет за собой увеличение расходов из федерального бюджета. Однако реализация законопроекта в представленной редакции может потребовать увеличения количества следователей, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и необходимости выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
На основании изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 13 марта 2019 г. N 2169п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1110873-7 "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за организацию попрошайничества", вносимый депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым и М.В. Емельяновым"
Текст письма опубликован не был