Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 3 февраля 2021 г. N 5.1-01/180
на проект федерального закона N 1025680-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 27 января 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1025680-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 25 сентября 2020 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и расширено содержание.
Федеральный закон направлен на совершенствование процедур налогового контроля, в том числе осуществляемого в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и заключением с такими лицами соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
Федеральный закон содержит положения о личном кабинете налогоплательщика (далее - ЛКН), обязанностях банков, связанных с осуществлением налогового контроля, истребованием должностными лицами налоговых органов, проводящих налоговые проверки, дополнительной информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, обжаловании актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Федеральным законом уточняются процедуры налогового контроля применения рыночных цен, устраняются неточности, дублирующие положения и пробелы в правовом регулировании, выявленные в процессе применения норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Кроме того, Федеральным законом уточняется порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, установленный главой 19 Налогового кодекса. В частности, лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), наделяется правом до принятия решения по жалобе обратиться в налоговый орган с ходатайством о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части в целях предоставления дополнительной информации, но не более чем на шесть месяцев.
Федеральным законом также устанавливается возможность рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи.
Федеральным законом расширяется сфера использования ЛКН. Согласно действующей редакции пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса ЛКН может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Налоговым кодексом.
Федеральный закон допускает возможность использования ЛКН лицами, получившими доступ к ЛКН для реализации прав и обязанностей, установленных не только Налоговым кодексом, но и другими федеральными законами.
Федеральным законом на банки возлагается обязанность выдавать налоговым органам имеющиеся в их распоряжении копии паспортов, доверенностей лиц, имеющих право на получение денежных средств, находящихся на счете клиента, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента, карточек с образцами подписей и оттисков печатей, а также информацию в электронной форме или на бумажных носителях о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Установленный статьей 2 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 11 февраля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.