Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1070123-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в части регулирования регистрации кормовых добавок", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) статьей 13.1, регулирующей отношения по государственной регистрации кормовых добавок.
При этом данная статья содержит перечень кормовых добавок, не подлежащих государственной регистрации. Пояснительная записка к законопроекту не содержит обоснования освобождения от государственной регистрации кормовых добавок, перечисленных в пункте 3 проектируемой статьи 13.1., а действующие Правила государственной регистрации кормовых добавок, утвержденные приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 48, не содержат исключений. Полагаем необходимым пояснить цели такого освобождения. В частности, не ясно применение названных норм в отношении "кормовых добавок, предназначенных для экспорта", обращаемых на территории государств Евразийского экономического союза. При этом обращаем внимание на Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (пункт 28 часть 1 статья 2).
Положениями пункта 2 проектируемой статьи 13.1 установлена государственная регистрация кормовых добавок, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации. Отмечаем, что в соответствии с "Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317, ввоз кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории Союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами государств-членов. При этом государства-члены взаимно признают результаты регистрации кормовых добавок для применении в ветеринарии (статья 3.13). Согласно "Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), также утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317, из третьих стран на территорию Евразийского экономического союза могут ввозиться и могут перемещаться по территории Евразийского экономического союза "кормовые добавки для животных, внесенные в Реестр зарегистрированных лекарственных средств для применения в ветеринарии, диагностических систем, средств для противопаразитарных обработок животных и кормовых добавок для животных". В связи с этим проектируемые положения о регистрации кормовых добавок, ввезенных с территории государств - членов Союза, нуждаются в согласовании.
Согласно подпункту 6 пункта 10 проектируемой статьи 13.1 в регистрационное досье включается протокол инспекции образцов кормовой добавки, содержащий вывод о ее соответствии обязательным требованиям. В настоящее время нормативно-правовой акт, устанавливающий обязательные требования к кормовым добавкам, отменен (Технический регламент "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", применяемый на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132). Исходя из текущей календарной даты обращаем внимание, что согласно положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Учитывая изложенное, а также отсутствие в Перечне нормативно-правовых актов, подлежащих принятию, акта, устанавливающего обязательные требования к кормовым добавкам, полагаем, что вопрос соответствия обязательным требованиям в отношении кормовых добавок не считаем урегулированным. Аналогичное замечание относится к положению о видах исследований безопасности применения кормовой добавки в зависимости от целей ее использования (см. подпункт 4 пункта 10 статьи 13.1)
Положениями пункта 28 проектируемой статьи 13.1 устанавливаются основания для приостановления государственной регистрации на срок до 18 месяцев. Дальнейшие действия по регистрации в результате такого приостановления не ясны: будут ли являться такие основания для приостановления, как "выявление несоответствия зарегистрированной кормовой добавки обязательным требованиям и требованиям документации по контролю кормовой добавки", "выявление негативного влияния кормовой добавки, не указанного в инструкции по применению", выявление содержания в зарегистрированной кормовой добавке генно-инженерно-модифицированного организма, не указанного при регистрации, основаниями для последующей отмены государственной регистрации.
Из проекта также не ясно, может ли изменение норм по безвредности в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о ветеринарии являться основанием для отмены регистрации. Пунктом 16 проектируемой статьи 13.1. установлено, что срок государственной регистрации кормовой добавки, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (далее - ГМО), должен соответствовать сроку действия свидетельства о государственной регистрации ГМО, с применением которого получена такая добавка. Учитывая, что аннулирование свидетельства о государственной регистрации ГМО возможно в связи с последующим выявлением его негативного воздействия на здоровье животного (см. пункт 8 Постановления Правительства РФ от 23.09.2013 N 839 "О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназна-ченных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации"), потребуется внесение в пункт 27 проектируемой статьи 13.1 соответствующего основания для отмены государственной регистрации кормовой добавки, полученной с применением такого организма.
Также обращаем внимание, что законопроект должен быть синхронизирован по содержанию с проектом федерального закона N 1070042-7 "О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", определяющим размер государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией кормовых добавок.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.