Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1111864-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения полномочий военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии по проведению оцепления (блокирования) территорий и акваторий охраняемых Росгвардией объектов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к специальным полномочиям Росгвардии отнесено оцепление (блокирование) участков местности (акваторий).
При этом пунктом 10 части 1 статьи 9 Федерального закона на войска национальной гвардии возложены полномочия требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий.
Также на основании пункта 13 части 1 статьи 9 Федерального закона войска национальной гвардии уполномочены производить досмотр плавучих средств (судов) при несении службы по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности на акваториях водных объектов.
Вместе с тем, статьей 13 Федерального закона определен исчерпывающий перечень оснований, дающий право военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии производить оцепление (блокирование) участков местности (акваторий). Такое основание, как оцепление (блокирование) акваторий охраняемых объектов при пресечении попыток лиц незаконно проникнуть на них, в указанной статье отсутствует.
Необходимо отметить, что под охраной Росгвардии находятся акватории важных государственных объектов такие, как стоянки судов с ядерными энергетическими установками, а также перевозимые специальные грузы (ядерное топливо, расщепляющиеся материалы, взрывчатые вещества и т.п.). Кроме того, Росгвардией обеспечивается безопасность акватории Керченского пролива, Крымского моста, электросетевого энергомоста Российская Федерация - Крым и магистрального газопровода Краснодарский край - Крым.
Отсутствие у Росгвардии полномочий производить оцепление (блокирование) акваторий охраняемых объектов при пресечении попыток незаконного проникновения на них - создает реальную угрозу безопасности охраняемых объектов, в том числе путем совершения терактов, диверсий и иных актов незаконного вмешательства, которые могут иметь тяжкие последствия и нести угрозу для населения.
Согласно представленным статистическим данным, за период 2018-2019 годов войсками национальной гвардии было пресечено 142 попытки незаконного проникновения на территории (акватории) охраняемых объектов, при осуществлении которых возникала необходимость в проведении оцепления (блокирования) участков местности и акваторий.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 13 Федерального закона пунктом 6, позволяющим военнослужащим и сотрудникам Росгвардии производить оцепление (блокирование) территорий и акваторий при пресечении попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, постов и иных мест несения службы либо покинуть их.
Ранее схожими полномочиями обладали внутренние войска МВД России, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" были преобразованы в войска национальной гвардии. В соответствии с подпунктом "л" части 1 статьи 24 утратившего силу Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" военнослужащие внутренних войск МВД России были наделены правом проводить оцепление (блокирование) участков местности и объектов при преследовании лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят войскам национальной гвардии при несении ими службы своевременно реагировать на правонарушения, допущенные в зонах безопасности, установление которых предусмотрено в отношении объектов использования атомной энергии, транспортной инфраструктуры (в том числе транспортного перехода через Керченский пролив) и топливно-энергетического комплекса.
Следует также отметить, что прогнозируемая динамика роста событий, связанных с несанкционированными действиями в отношении охраняемых войсками национальной гвардии объектов и специальных грузов, а также агрессивная внешняя политика со стороны ряда государств по отношению к Российской Федерации создают дополнительные риски при транспортировке ядерного материала, том числе в международном сообщении.
Принятие законопроекта позволит войскам национальной гвардии осуществлять необходимые войсковые действия, а также оперативно принимать меры, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, военнослужащих и сотрудников Росгвардии, предотвращать угрозы в отношении охраняемых войсками объектов и специальных грузов и не допускать возникновения на них чрезвычайных ситуаций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.