Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1112019-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка"
Досье на проект федерального закона
Важным направлением совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации является его гуманизация, о чем свидетельствуют значительное количество реализованных в последние годы законодательных инициатив, предусматривающих декриминализацию отдельных уголовно наказуемых деяний, расширение сферы применения административной преюдиции, закрепление новых оснований освобождения от уголовной ответственности, что оказывает позитивное влияние на все сферы общественной жизни, включая предпринимательскую и иную экономическую деятельность, согласуется с целями создания и поддержания в Российской Федерации благоприятного делового климата.
Так, в результате принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" в 2019 году судами Российской Федерации с назначением судебного штрафа было освобождено от уголовной ответственности более 52 тысяч лиц, при этом общая сумма судебных штрафов, назначенных в соответствии со статьей 104.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), составила 825 миллионов рублей.
Вместе с тем необходимы дальнейшие меры по гуманизации уголовного законодательства. Данные официальной судебной статистики, а также результаты анализа судебной практики свидетельствуют о том, что количество лиц, осужденных за преступления небольшой тяжести, в том числе лиц, осужденных за эти преступления впервые, по-прежнему остается значительным.
В 2018 году за преступления небольшой тяжести осуждено 334 712 лиц (51% от общего количества осужденных), из них 217 367 лиц, или 65%, не имели неснятых и непогашенных судимостей. В 2019 году за преступления небольшой тяжести осуждены 305 011 лиц (51% осужденных), из них 186 497 лиц, или 61%, не имели неснятых и непогашенных судимостей.
Преступления небольшой тяжести относятся к числу наименее опасных по своему характеру преступлений, при этом деяния, входящие в данную категорию преступлений, исходя из предусмотренных санкциями наказаний существенным образом различаются между собой по уровню общественной опасности.
Представляется, что существующий подход законодателя к определению категории преступлений небольшой тяжести позволяет предусмотреть дифференциацию ответственности для лиц, которые впервые совершили деяния, характеризующиеся наименьшей общественной опасностью, и могут быть исправлены без применения уголовного наказания.
В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации насчитывается более 70 составов преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, отнесенных законопроектом к категории уголовного проступка, при этом число осужденных за эти преступления в 2019 году составило 22 643 человека. Свыше 18% из них (4 256 лиц) осуждены за преступления в сфере экономики.
С учетом изложенного в законопроекте из числа преступлений небольшой тяжести к категории уголовного проступка отнесены деяния, за которые закон не предусматривает наказание в виде лишения свободы.
Ввиду необходимости защиты представителей предпринимательского сообщества от необоснованной уголовной репрессии принято решение о распространении понятия уголовного проступка на преступления небольшой тяжести против собственности и отдельные преступления небольшой и средней тяжести в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не связанные с применением насилия либо с угрозой его применения, а равно с противоправной деятельностью организованных групп либо с причинением особо крупного ущерба или иных тяжких последствий.
Уголовным проступком предлагается считать в том числе 7 составов преступлений небольшой тяжести, посягающих на собственность, включая кражу и мошенничество без квалифицирующих признаков, предусмотренные соответственно частью 1 статьи 158 и частью 1 статьи 159 УК РФ. В 2019 году за совершение таких преступлений было осуждено свыше 44 тысяч человек.
Из числа преступлений небольшой или средней тяжести, совершаемых в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, к уголовному проступку согласно законопроекту отнесено также 30 составов преступлений, за совершение которых в 2019 году было осуждено более 700 лиц (например, незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенные без квалифицирующих обстоятельств).
Уголовным проступком не будут признаваться деяния, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, в том случае если лицо было подвергнуто административному наказанию за ранее совершенные аналогичные действия (составы с административной преюдицией).
Кроме того, к категории уголовных проступков предлагается не относить умышленное причинение легкого вреда здоровью (часть 1 статьи 115 УК РФ), преступления против военной службы (глава 33 УК РФ) и деяния, необходимость криминализации которых обосновывалась особой значимостью уголовно-правовой охраны соответствующих общественных отношений, например, при установлении уголовной ответственности за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 200.4 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (часть 1 статьи 207 УК РФ). Из числа уголовных проступков также исключаются налоговые и иные преступления в сфере экономической деятельности, если статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за их совершение уже содержат примечания, согласно которым лицо, совершившее соответствующее деяние, подлежит освобождению от уголовной ответственности при условии возмещения причиненного ущерба.
С учетом приведенных критериев законопроектом предлагается отнести к категории уголовного проступка 112 составов преступлений, включая 53 состава преступлений в сфере экономики, ответственность за которые предусмотрена статьями раздела VIII Уголовного кодекса Российской Федерации (главы 21, 22 и 23). С учетом статистических данных о судимости за 2019 год категория уголовного проступка потенциально может быть распространена на 68 044 лиц, в том числе на 49 657 (72,97%) лиц, совершивших преступления в сфере экономики.
Соответствующие деяния признаются уголовным проступком при условии, что они совершены лицом впервые, то есть если на момент его совершения лицо не имело неснятую или непогашенную судимость и не освобождалось от уголовной ответственности за уголовный проступок в течение одного года, предшествовавшего дню совершения этого преступления (пункт 1 статьи 1 законопроекта).
Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в часть 2 статьи 76.1 УК РФ, предусматривающие основания освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба, для устранения конкуренции с проектной статьей 76.2 УК РФ (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Согласно концепции законопроекта уголовный проступок не предлагается рассматривать в качестве самостоятельного вида правонарушения, ответственность за совершение которого должна регулироваться другой отраслью права. Авторы законопроекта исходят из того, что уголовный проступок, с одной стороны, содержит все признаки преступления, в том числе является общественно опасным, а с другой стороны, отличается тем, что его опасность для общества является минимальной, равно как и опасность лица, его совершившего, что позволяет применить к нему иные меры уголовно-правового характера, не являющиеся уголовным наказанием.
Подобный подход не предполагает безусловного освобождения от уголовной ответственности, при решении этого вопроса принимаются во внимание данные, характеризующие личность лица, привлеченного к уголовной ответственности. В самой проектной уголовно-правовой норме учтены как минимальная общественная опасность деяния, так и данные о личности лица, его совершившего, - отсутствие неснятой или непогашенной судимости, а также отсутствие факта его освобождения от уголовной ответственности за уголовный проступок в течение одного года до совершения соответствующего деяния.
При этом с учетом необходимости соблюдения баланса интересов личности, общества и государства за потерпевшим либо его законным представителем или прокурором в случаях, предусмотренных законом, сохраняется право на предъявление гражданского иска о возмещении причиненного преступлением имущественного вреда и компенсации морального вреда. Тем самым обеспечиваются установленные статьей 52 Конституции Российской Федерации гарантии прав лиц, пострадавших от преступления, на доступ к правосудию и на возмещение причиненного им ущерба. Кроме того, неисполнение обязанности возместить ущерб, причиненный в результате совершения уголовного проступка, указанного в части второй статьи 76.2 УК РФ в проектной редакции, исключает возможность освобождения лица от уголовной ответственности с назначением иных мер уголовно-правового характера.
Если лицо, освобожденное в связи с совершением уголовного проступка от уголовной ответственности с назначением ему соответствующей меры уголовно-правового характера, не осознает проявленную к нему гуманность и будет уклоняться от назначенной ему судом иной меры уголовно-правового характера, она может быть заменена ему на уголовное наказание (аналогичный порядок возвращения к вопросу об уголовной ответственности предусмотрен действующим уголовным законом для несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия на основании статьи 90 УК РФ). Кроме того, при уклонении лица от назначенной иной меры уголовно-правового характера предлагается приостановление течения срока давности уголовной ответственности (пункт 4 статьи 1 законопроекта).
В законопроекте также предусматривается обязательное освобождение несовершеннолетних, совершивших уголовный проступок, от уголовной ответственности с применением одной из указанных в проектной норме мер (пункт 5 статьи 1 законопроекта). Если несовершеннолетний совершил уголовный проступок, указанный в проектной части 2 статьи 76.2 УК РФ, то причиненный им ущерб может быть возмещен его родителями или иными законными представителями. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
В настоящее время к лицу, освобожденному от уголовной ответственности на основании статьи 76.2 УК РФ, может быть применена единственная иная мера уголовно-правового характера - судебный штраф, что не позволяет суду в каждом конкретном случае определить для такого лица адекватную меру воздействия, не связанную с уголовным наказанием. В целях дальнейшей дифференциации иных мер уголовно-правового характера, назначаемых лицам, совершившим уголовный проступок либо совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести, не являющиеся уголовным проступком, предлагается применять наряду с судебным штрафом также другие меры (схожие по своей сути с такими видами уголовного наказания, как обязательные работы и исправительные работы), а именно: общественные работы и ограниченно оплачиваемые работы (пункты 3 и 6 статьи 1 законопроекта). Следует отметить, что по сравнению с соответствующими видами уголовного наказания предлагаемые новые иные меры уголовно-правового воздействия по своему содержанию с учетом характера включенных в нормы ограничений являются более мягкими, что будет способствовать снижению репрессивности уголовного закона.
Поскольку иные меры уголовно-правового характера предлагается осуществлять по тем же правилам, что установлены федеральным законодательством для исполнения судебного штрафа и уголовных наказаний в виде обязательных работ и исправительных работ, с отдельными особенностями, предусмотренными в проектной главе 15.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, введение таких мер, назначаемых при освобождении от уголовной ответственности, не повлечет увеличения нагрузки на сотрудников уголовно-исполнительной системы и не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Исходя из того, что гуманизация уголовного законодательства с учетом принципов целесообразности и процессуальной экономии предполагает упрощение применяемых судебных процедур, одновременно предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) изменения в статьи 25.1, 29, 427, 431, а также в статьи главы 51.1, согласующиеся с изменениями, вносимыми в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка и расширением иных мер уголовно-правового характера (статья 2 законопроекта). Важная роль в обеспечении соблюдения прав подозреваемого, обвиняемого и гарантий его свободного волеизъявления при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным в статье 76.2 УК РФ в проектной редакции, отводится предлагаемому дополнению части 2 статьи 446.2 УПК РФ указанием на то, что следователь или дознаватель может возбудить соответствующее ходатайство только при наличии согласия подозреваемого, обвиняемого на прекращение уголовного дела или уголовного преследования по таким основаниям.
Представляется, что внесение в действующее законодательство предлагаемых изменений, направленных на дальнейший отказ от избыточной уголовно-правовой репрессии, позволит реализовать принципы справедливости и гуманизма, предусмотренные в статьях 6 и 7 УК РФ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.