Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1112335-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта 1.1. пункта 1 раздела XI Плана мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 218-р.
Принятие законопроекта направлено на совершенствование процедуры допуска медицинских и фармацевтических работников к профессиональной деятельности за счет перехода от подтверждения права на осуществление профессиональной деятельности свидетельством об аккредитации специалиста на бумажном носителе к записи сведений об успешном прохождении аккредитации специалиста в федеральном регистре медицинских работников единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
В настоящее время в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
При этом Минздравом России в рамках реализации полномочий, установленных частью 3 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ, издан приказ от 2 июня 2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 61 Положения свидетельство об аккредитации специалиста выдается лицу, признанному аккредитационной комиссией прошедшим процедуру аккредитации специалиста.
В соответствии с пунктом 47 Положения решение о признании аккредитуемого прошедшим аккредитацию специалиста отражается в итоговом протоколе заседания аккредитационной комиссии (далее - итоговый протокол).
Таким образом, завершением процедуры аккредитации специалиста с признанием его успешно прошедшим данную процедуру является решение аккредитационной комиссии, зафиксированное в итоговом протоколе, который в свою очередь является основанием для выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, дающего право на осуществление профессиональной деятельности в соответствии со статьей 69 Федерального закона N 323-ФЗ.
В связи с тем, что изготовление бланков свидетельств об аккредитации специалиста и их оформление требуют определенных временных затрат, а также учитывая необходимость начала трудовой деятельности лицами, прошедшими процедуру аккредитации, фактически сразу после ее завершения, пунктом 52 Положения наряду с выдачей свидетельства об аккредитации специалиста также предусмотрен еще один механизм подтверждения факта успешного прохождения данной процедуры - выдача в течение трех дней выписки из итогового протокола, содержащей соответствующее решение. Однако, учитывая положения частей 1 и 2 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ, наличие выписки из итогового протокола, не является достаточным основанием для работодателя для трудоустройства специалиста, прошедшего аккредитацию, что в перспективе может негативно сказываться на своевременном привлечении в отрасль здравоохранения необходимого количества квалифицированных специалистов.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 11 статьи 93 Федерального закона N 323-ФЗ обработка данных об аккредитации специалиста осуществляется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности (далее - Федеральный регистр медицинских работников, ФРМР).
Порядок ведения ФРМР установлен приказом Минздрава России от 31 декабря 2013 г. N 1159н (далее - приказ N 1159н).
Пунктом 53 Положения установлено, что сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся в ФРМР. Одновременно пользователями информации, содержащейся в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ), в соответствии с частью 7 статьи 91.1. Федерального закона N 323-ФЗ являются медицинские организации и фармацевтические организации.
В соответствии с пунктом 9 приказа N 1159н ведение регионального сегмента ФРМР осуществляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или уполномоченные им организации.
Таким образом, проверка факта успешного прохождения лицом аккредитации специалиста может осуществляться работодателем путем получения соответствующей информации из ФРМР при трудоустройстве указанного лица в медицинскую организацию.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 91.1. Федерального закона N 323-ФЗ Положение о ЕГИСЗ, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в ЕГИСЗ, порядок обмена информацией с использованием ЕГИСЗ, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" срок предоставления информации о медицинских работниках в ФРМР составляет 3 рабочих дня со дня получения актуализированных данных.
Учитывая изложенное, законопроектом в целях обеспечения возможности квалифицированным специалистам приступать к осуществлению профессиональной деятельности сразу после успешного прохождения процедуры аккредитации специалистов предлагается внести изменения, позволяющие считать основанием допуска к осуществлению профессиональной деятельности не наличие свидетельства об аккредитации специалиста, а факт прохождения процедуры аккредитации специалистов, зафиксированный в ФРМР.
Вместе с тем в законопроекте предлагается оставить возможность выдачи свидетельств об аккредитации специалиста на бумажном носителе в порядке, утверждаемом Минздравом России, в связи с тем, что наличие таких свидетельств может быть необходимо медицинским работникам, выезжающим для осуществления профессиональной деятельности за пределы Российской Федерации.
Одновременно с этим, внесение сведений о прохождении лицом аккредитации специалиста в ЕГИСЗ обязательно и не зависит от реализации возможности получения свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе.
В случае получения лицом свидетельств об аккредитации специалиста на бумажном носителе, указанные сведения также будут внесены в ЕГИСЗ.
Кроме того, законопроектом предлагается из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 69, а также пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ исключить требование о соответствии образовательных программ, осваиваемых лицами, получающими право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС).
Предлагаемые изменения обусловлены тем, что в настоящее время большая часть специалистов отрасли здравоохранения имеют медицинское и фармацевтическое образование, полученное не в соответствии с ФГОС, поскольку прием на обучение по программам медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС, осуществляется только с 2011 года.
До 2011 года реализация образовательных программ высшего профессионального образования осуществлялась в соответствии с государственными образовательными стандартами (далее - ГОС) (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" прием на обучение в соответствии с ГОС прекращался 30 декабря 2010 г.
Одновременно с этим, до принятия ГОС образовательные программы медицинского и фармацевтического образования формировались в соответствии с типовыми учебными программами.
Таким образом, действующая редакция Федерального закона N 323-ФЗ накладывает ограничения на осуществление профессиональной деятельности лицам, завершившим обучение по программам медицинского и фармацевтического образования до 2016 года, что в свою очередь может негативно отразиться на кадровом обеспечении отрасли здравоохранения квалифицированными специалистами.
В связи с изложенным в законопроекте предлагается часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 69, а также пункт 1 и пункт 2 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ изложить в новой редакции, которая исключает указанное требование и не создает необоснованных ограничений.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации в сфере медицины и охраны здоровья.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности" предлагаются изменения, позволяющие считать основанием допуска к осуществлению профессиональной деятельности не наличие свидетельства об аккредитации специалиста, а факт прохождения процедуры аккредитации специалистов, зафиксированный в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности посредством ведения федерального регистра медицинских работников.
Учитывая, что указанный федеральный регистр в настоящее время уже располагает необходимым функционалом для записи и обработки данных об аккредитации специалиста, предусмотренных пунктом 11 статьи 93 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", принятие предлагаемых изменений не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, в настоящее время финансирование закупки бланков свидетельств об аккредитации специалистов на бумажном носителе осуществляется в рамках федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" с ежегодным объемом 19,2 млн. рублей.
Внесение предлагаемых изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" позволяет фактически отказаться от закупки бланков свидетельств об аккредитации специалистов и, как следствие, исключить расходы федерального бюджета на их закупку.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности"
N |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Срок подготовки проекта нормативного правового акта |
Краткое описание (цель, предмет, содержание) проекта нормативного правового акта |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти исполнителях и соисполнителях разработки проекта нормативного правового акта |
1. |
О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") |
Пункт 1 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Уточнение лицензионных требований, предъявляемых к руководству и работникам медицинских организаций |
Минздрав России |
2. |
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" |
Подпункт "д" пункта 1 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Уточнение сведений об образовании медицинского работника и механизма предоставления выписок из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения |
Минздрав России |
3. |
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" |
Пункт 1 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Уточнение особенностей применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Минздрав России |
4. |
Приказ Минздрава России "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, формы свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и технических требований к нему" |
Подпункт "д" пункта 1 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Утверждение порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и признание утратившим силу приказа Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" |
Минздрав России |
5. |
Приказ Минздрава России "Об утверждении порядка выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения лицом аккредитации специалиста" |
Подпункт "д" пункта 1 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Утверждение порядка выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения лицом аккредитации специалиста |
Минздрав России |
6. |
О внесении изменений в приказ Минздрава России от 2 июня 2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" |
Пункт 1 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Уточнение порядка внесения информации об аккредитации специалистов в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения |
Минздрав России |
7. |
О внесении изменений в приказ Минздрава России от 31 декабря 2013 г. N 1159н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг" |
Пункт 2 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Уточнение порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг |
Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.