Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1112250-7 "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно статье 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор о Союзе, Союз) в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора о Союзе.
При этом в соответствии со статьей 48 Договора о Союзе, а также Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (Приложение N 8 к Договору о Союзе) в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Союза, могут быть введены специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины (далее - пошлины).
С принятием Кодекса Союза, подписанного 11 апреля 2017 г., были существенно пересмотрены правила, касающиеся вопросов уплаты таможенных платежей, пошлин (в отношении пошлин в Кодексе Союза введен отдельный раздел).
В частности, если прежние нормы (статья 70 Таможенного кодекса Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.) предусматривали лишь положение общего характера, по которому пошлины взимаются в порядке, предусмотренном для взимания ввозной таможенной пошлины, то Кодекс Союза ввел отдельный порядок регулирования указанных вопросов (глава 12 "Специальные антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины, применяемые в целях защиты внутреннего рынка") с определением случаев возникновения и прекращения обязанности по уплате пошлин, порядка исполнения указанной обязанности, сроков и порядка уплаты пошлин, правил взыскания пошлин и с урегулированием целого ряда иных вопросов.
Упомянутые подходы были реализованы в актах, составляющих право Союза, в целях обеспечения более четкого исполнения плательщиками обязанности по уплате пошлин.
Необходимо констатировать, что значение пошлин в качестве мер, применяемых для защиты товаропроизводителей в Союзе, в том числе, с учетом принятых изменений права Союза, возрастает.
В частности к настоящему времени в Союзе действует 20 защитных мер, из них в 2019 - 2020 годах введено (пролонгировано) 10 защитных мер.
В денежном выражении объем импорта в Союз из всех стран, в отношении которых действуют защитные меры, в 2019 году составил сумму, эквивалентную 3 млрд. долл. США.
При этом за период с 2018 года по 2020 год при ввозе в Российскую Федерацию товаров уплачено пошлин на сумму 22,7 млрд. рублей, в том числе, в 2018 году - 5,6 млрд. рублей, в 2019 году - 8,1 млрд. рублей и в 2020 году - 9 млрд. рублей.
Вместе с тем анализ имеющейся практики свидетельствует о необходимости принятия в развитие указанных решений, реализованных на наднациональном уровне в рамках Союза, дополнительных законодательных мер, направленных на усиление ответственности за неисполнение (недобросовестное исполнение) обязанности по уплате пошлин.
Согласно пункту 1 статьи 48 Договора о Союзе пошлины вводятся в целях защиты экономических интересов товаропроизводителей в Союзе. При этом с учетом Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам речь идет, в том числе, о предотвращении материального ущерба конкретным отраслям экономики государств - членов Союза.
Следовательно, уклонение от уплаты пошлин, по сути, означает сопровождаемое извлечением недобросовестными лицами неправомерной экономической выгоды от своей противозаконной деятельности, намеренное причинение ими прямого экономического ущерба Российской Федерации, создающего условия для недобросовестной конкуренции между товарами иностранного происхождения и аналогичной отечественной продукцией, сокращения отечественного производства товаров, замедления развития его инфраструктурной базы и расширенного воспроизводства, уменьшения количества рабочих мест с соответствующим отрицательным влиянием на социальные процессы в стране.
При этом по ряду товарных групп, производимых отраслями экономики, имеющими стратегическое значение для Российской Федерации, уклонение от уплаты пошлин влечет причинение ущерба ее безопасности в целом.
Ущерб, причиняемый уклонением от уплаты пошлин, в особенности в крупном размере, в силу их предназначения, носит "кумулятивный" характер, который в совокупности (в особенности в отраслях, где государством проводится активное импортозамещение) является не меньшим, чем ущерб от аналогичных противоправных действий другим видам обязательных платежей в бюджет, за совершение которых в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность (прежде всего, таможенным платежам).
При этом неуплата пошлин влечет не только сокращение доходной части федерального бюджета, но и сокращение производства аналогичной отечественной продукции как непосредственно в отрасли, которой причиняется ущерб, так и в смежных отраслях экономики, например, поставляющих сырье или комплектующие для нее.
Кроме того, возникают отрицательные социальные последствия, вызванные не только сокращением бюджетных поступлений, являющихся источником финансирования социальных обязательств государства, но и уменьшением количества рабочих мест, вызванным замедлением инфраструктурного развития затрагиваемой отрасли.
Необходимо также принимать во внимание, что помимо недобросовестных импортеров товаров, необоснованную экономическую выгоду от уклонения от уплаты пошлин в косвенном виде получают и их зарубежные контрагенты, поставляющие по таким схемам в Российскую Федерацию товары, в отношении которых введены пошлины, из иностранных государств, в том числе, активно применяющих ограничения против товаров, производимых в Союзе.
В настоящее время против экспорта товаров государств - членов Союза в третьи страны со стороны последних действует более 100 мер защиты внутреннего рынка.
При этом объем экспорта стран Союза, в отношении которого третьими странами применялись такие меры в 2019 году составил 12,4 млрд. долл. США.
С этой точки зрения также представляется необоснованным отсутствие возможности применять адекватные меры, направленные на пресечение подобных схем, прежде всего, в крупных размерах.
Имеющиеся данные свидетельствуют о росте количества фактов выявления задолженности по пошлинам.
Так, по состоянию на 1 мая 2020 г. таможенными органами учитывалось 288 фактов непогашенной задолженности по уплате пошлин на общую сумму 152 млн. рублей у 122 участников внешнеэкономической деятельности.
При этом задолженность, превышающая 2 млн. рублей, учитывалась у 13 участников внешнеэкономической деятельности, 6 из которых имели задолженность, превышающую 6 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2021 г. в таможенных органах учитывается 514 фактов задолженности по пошлинам на общую сумму 384 млн. рублей у 96 участников внешнеэкономической деятельности.
При этом задолженность, превышающая 2 млн. рублей учитывается у 19 участников внешнеэкономической деятельности, 11 из которых имеют задолженность, превышающую 6 млн. рублей.
Уполномоченными государственными органами на постоянной основе проводится работа, направленная как на взыскание существующей задолженности по уплате пошлин, так и на создание условий, способствующих снижению вероятности ее появления в дальнейшем.
Вместе с тем указанные последствия уклонения от уплаты пошлин требуют принятия адекватных мер не только в части взыскания таможенными органами образующейся задолженности, но и привлечения к ответственности виновных лиц за соответствующие деяния.
Однако в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, которые бы предусматривали ответственность за уклонение от уплаты пошлин.
В частности, статья 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России) предусматривает уголовную ответственность за совершенное в крупном или особо крупном размере уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации и физического лица, в связи с чем, не может быть применена к аналогичным деяниям, совершаемым в отношении пошлин, которые не относятся к таможенным платежам и уплачиваются помимо них в отношении ввозимых товаров.
Такая ситуация оказывает существенное отрицательное влияние на результативность деятельности государственных органов по предотвращению ущерба Российской Федерации, причиняемого злонамеренными действиями недобросовестных лиц, направленными на уклонение от уплаты пошлин.
Кроме того следует отметить, что в ряде иных государств - членов Союза (Республика Армения, Республика Казахстан) национальное законодательство предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты пошлин.
Для восполнения упомянутого пробела одновременно с проводимой в настоящее время работой по установлению административной ответственности за уклонение от уплаты пошлин в размерах, не являющихся крупными и (или) особо крупными, в рамках проработки проекта федерального закона "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", необходимо провести работу и по дополнению УК России нормами, устанавливающими уголовную ответственность за уклонение от уплаты пошлин в крупном и (или) особо крупном размере.
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предусмотрено включение в указанную статью норм, распространяющих ее действие на уклонение от уплаты пошлин.
При этом изменения в статью 194 УК России, содержащиеся в законопроекте, исходят из возможности исчисления крупного и (или) особо крупного размера неуплаченных таможенных платежей, пошлин как отдельно (в случае, если крупный или особо крупный размер уклонения, установленный статьей 194 УК России, будет выявлен только по одному из указанных видов платежей), так и в совокупности (в случае, если общая сумма уклонения от уплаты таможенных платежей, пошлин будет равна или превысит крупный или особо крупный размер, установленный статьей 194 УК России).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Реализация полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации", будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению и принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.