Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового механизма регулирования процедуры администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, гарантирующего полноту и своевременность пополнения бюджетов разных уровней и обеспечивающего стабильность функционирования бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Положения законопроекта предусматривают закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) положений, определяющих утверждение Правительством Российской Федерации перечней главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, являющихся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, Центральным банком Российской Федерации, органами управления государственным внебюджетным фондом (далее - перечни).
Утверждение перечней предлагается в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Стоит отметить, что законопроектом не предусмотрено ежегодное утверждение перечней главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета. При этом внесение в них изменений предполагается осуществлять в случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета.
Порядок внесения изменений в перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета планируется отразить в общих требованиях, которые будут установлены Правительством Российской Федерации в рамках реализации законопроекта.
Перечни главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета, согласно положениям законопроекта, утверждаются в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, где в том числе будет определен порядок закрепления полномочий, структура и сроки утверждения перечней, а также порядок внесения в них изменений.
Кроме того, территориальными органами Федерального казначейства регулярно проводится работа с администраторами доходов федерального бюджета по уточнению невыясненных поступлений (далее - НВС). Однако, при отсутствии у администраторов доходов бюджета данных, подтверждающих принадлежность платежа, произвести уточнение платежей зачастую не представляется возможным.
В целях регулирования вопроса по уточнению НВС, неуточненных в течение трех и более лет со дня их поступления, а также в целях устранения условий, способствующих росту невостребованной кредиторской задолженности по доходам бюджета, в статье 40 Бюджетного кодекса предлагается закрепить на постоянной основе предусмотренный Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" и применяемый в настоящее время механизм уточнения невостребованных платежей, учитываемых в бюджете как НВС.
В целях регулирования вопроса возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в части неналоговых платежей, законопроектом предусматривается в том числе срок, в течение которого осуществляется возврат (три года), по аналогии с платежами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Вместе с тем предлагаемые положения о дополнении абзаца второго пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса разработаны в целях снижения невыясненных поступлений на счета Федерального казначейства, создания условий для перехода к централизованному выполнению функций администратора начислений (администратора доходов бюджета), иных функций (например, централизованное снятие ФССП России ограничений на выезд должников, централизованное оказание отдельных государственных услуг в электронном виде - Росреестр, Росгвардия, Роскомнадзор). Принятие данной нормы позволит проводить автоматизированное сопоставление информации, необходимой для уплаты (информации о начислении), информации об уплате (информации о приеме к исполнению распоряжения плательщика), содержащихся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, с соответствующими поступлениями денежных средств на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в Банке России, в том числе с учетом возвратов излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Также законопроектом предлагается уточнить положения статьи 160.1 Бюджетного кодекса.
Так, действующая редакция статьи 160.1 Бюджетного кодекса предусматривает ведение главным администратором (администратором) доходов бюджета реестра источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное положение необходимо привести в соответствие с положениями статьи 47.1 Бюджетного кодекса, согласно которой реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ведутся Министерством финансов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании перечня источников доходов Российской Федерации.
При этом в полномочия главных администраторов доходов бюджета входит формирование информации для включения в перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета, что требует закрепления таких полномочий в статье 160.1 Бюджетного кодекса.
Кроме того, в настоящее время ряд корпораций наделен полномочиями главного администратора доходов бюджета Федеральными законами от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", при этом отсутствует порядок их осуществления.
В целях устранения пробела в правовом регулировании вопроса обеспечения исполнения государственными корпорациями полномочий главного администратора доходов бюджета законопроектом предлагается норма, определяющая исполнение государственными корпорациями указанных полномочий, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Предлагаемая законопроектом норма по внесению изменений в статью 160.2 Бюджетного кодекса предусматривает исключение необходимости планирования (прогнозирования) поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам репо ввиду того, что объем возврата указанных средств непосредственно зависит от объема ранее произведенного их размещения.
В соответствии с требованиями Счетной палаты Российской Федерации законопроектом предусмотрены изменения в Бюджетный кодекс в части предоставления расчетов доходов в составе материалов к проекту федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также в части наделения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения, связанные с приведением бюджетного законодательства Российской Федерации в соответствие с отраслевым законодательством Российской Федерации (в частности, с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
Вместе с тем предлагается закрепить на постоянной основе в Бюджетном кодексе нормативы зачисления платы за публичный сервитут, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов". Поскольку данные нормативы стабильны и не подлежат пересмотру, их ежегодное переутверждение в законе о федеральном бюджете на текущий и плановый периоды избыточно.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не окажут влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует:
1) внесения изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Ответственный исполнитель - Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос".
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: дополнение положений в части полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и администратора источников финансирования дефицита бюджета.
2) внесения изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Ответственный исполнитель - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: дополнение положений в части полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует:
1) принятия постановления Правительства Российской Федерации об общих требованиях к перечням главных администраторов доходов бюджета.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение общих требований к перечням главных администраторов доходов бюджета.
2) принятия постановления Правительства Российской Федерации об общих требованиях к перечням главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение общих требований к перечням главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
3) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: внесение изменений в целях реализации положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
4) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение перечня главных администраторов доходов федерального бюджета.
5) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение перечня главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
6) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня главных администраторов доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение перечня главных администраторов доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
7) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня главных администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение перечня главных администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
8) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение перечня главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
9) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
10) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
11) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
12) издание приказа Министерства финансов Российской Федерации об утверждении общих требований к порядку возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение общих требований к порядку возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.