Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1112862-7 "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на сохранение муниципальных учреждений культуры и, как следствие, - защиту конституционных прав граждан.
В 2020 году в результате народного волеизъявления в Конституции РФ был закреплен важнейший принцип: "Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством". Кроме того, в соответствии со статьей 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, возвели культуру в ранг национальных приоритетов, признали ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Приобщение человека к отечественному и мировому культурному наследию зачастую начинается с ближайшего дома культуры, библиотеки, музея. Особенно важной является миссия этих учреждений в селах и малых городах. Именно муниципальные учреждения культуры сохраняют за гражданами право на духовное и интеллектуальное развитие, обеспечивают реализацию творческих способностей, воспитывают в человеке любовь к малой родине, высокие нравственные принципы и эстетический вкус. Эти учреждения являются центром общения местных жителей, местом проведения досуга, дарят радость творчества и познания, благотворно влияют на подрастающее поколение.
Вместе с тем, с сожалением вынуждены констатировать продолжающееся сокращение учреждений культуры в Российской Федерации.
Так, по данным АИС "Статистическая отчетность отрасли" ГИВЦ Минкультуры России, с 2009 по 2019 годы количество учреждений культурно-досугового типа (домов культуры) сократилось с 47 384 до 42 677 (почти на 11%!), число общедоступных библиотек в период с 2008 по 2019 годы сократилось с 47 006 до 36 752 - это более 22%!
Данное сокращение происходит, прежде всего, на муниципальном уровне. Основания для закрытия муниципальных учреждений культуры в распоряжениях органов местного самоуправления указываются самые разные.
В частности, в ежегодном докладе о состоянии сети общедоступных библиотек в России, мониторинге 2019 года, подготовленном Российской национальной библиотекой, из всего многообразия целей (обоснований), указанных в распорядительных документах органов местного самоуправления, при принятии ими решений о реорганизации и закрытии библиотек, выделяются следующие типичные причины: оптимизация сети и сокращение неэффективных расходов; приведение нормы обеспеченности библиотеками в соответствии с нормативами; оптимизация штатной численности работников культуры и проведение организационно-штатных мероприятий для обеспечения объема выплат среднемесячной заработной платы работникам.
Данные причины типичны не только при принятии решений о реорганизации и . закрытии библиотек, но и при принятии решений о реорганизации и закрытии других видов муниципальных учреждений культуры. Причины могут быть самые разнообразные: уменьшение населения в зоне обслуживания; низкие показатели посещаемости и трудное финансовое положение; признание здания, в котором расположено учреждение культуры, аварийным и отсутствие на территории поселения помещения для учреждения культуры; повышение эффективности использования имущества и т.п.
В 2020 году в результате распространения новой коронавирусной инфекции тенденция к сокращению учреждений культуры только усилилась. В связи с принятием решений о приостановлении допуска посетителей в библиотеки, музеи, иные организации, осуществляющие выставочную деятельность, а также о запрете на проведение организациями исполнительских искусств и иными учреждениями культуры зрелищных мероприятий исполнение учреждениями культуры государственного и муниципального заданий в полном объеме невозможно. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 434 культура включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Депутаты Комитета Государственной Думы по культуре регулярно получают сигналы из регионов о том, что местные власти пытаются сэкономить именно на культуре. Комитет по культуре совместно с Минкультуры России в 2020 году буквально в ручном режиме решал вопросы о недопущении реорганизаций и закрытий муниципальных учреждений культуры. Считаем необходимым поставить заслон подобным явлениям на законодательном уровне.
Основная задача национального проекта "Культура", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), - обеспечить максимальную доступность культурных благ. Что должно позволить гражданам как воспринимать культурные ценности, так и участвовать в их создании. Очевидно, что в условиях снижения количества муниципальных учреждений культуры достижение этой задачи нацпроекта "Культура" представляется трудновыполнимым.
Вместе с тем, авторы ежегодного доклада о состоянии сети общедоступных библиотек в России, отмечают замедление в последнее время темпа сокращения количества общедоступных библиотек и связывают это с включением в 2015 году в Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле" нормы, обязывающей учитывать мнение местного населения при принятии решения о закрытии и реорганизации сельской библиотеки.
Законопроектом предлагается дополнить статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" положением, распространяющим действие указанной нормы Федерального закона "О библиотечном деле" на все муниципальные учреждения культуры, расположенные в сельском поселении.
В целях правовой защиты муниципальных учреждений культуры от необдуманных решений местных властей об их реорганизации или ликвидации законопроектом предлагается ввести особое условие принятия органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципального учреждения культуры и соответствующую процедуру принятия такого решения. Законопроектом предлагается, что принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципального учреждения культуры допускается исключительно на основании положительного заключения специально созданной комиссии по оценке последствий такого решения.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципального учреждения культуры, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений должен быть установлен Министерством культуры Российской Федерации.
Внесение предлагаемых изменений в "Основы законодательства РФ о культуре" поможет создать условия для реализации каждым человеком своего творческого потенциала, обеспечения доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" не потребует принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.