Заключение Счетной палаты РФ от 15 января 2021 г. N ЗСП-9/03-01
на проект федерального закона N 1075007-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1075007-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 21 декабря 2020 г. N 298).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается упростить порядок получения налогоплательщиками имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам) и инвестиционных - по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.
Упрощенный порядок получения указанных налоговых вычетов исключает необходимость заполнения налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и представления в налоговый орган подтверждающих документов в целях получения таких вычетов и предполагает взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц с налоговыми органами посредством использования интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" и автоматизированную проверку налоговым органом права налогоплательщика на получение налогового вычета за счет использования возможностей автоматизированной информационной системы ФНС России в рамках взаимодействия с внешними источниками данных.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
Пунктом 6 статьи 221.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) установлен порядок возврата налоговым органом суммы излишне уплаченного налога на указанный налогоплательщиком в заявлении банковский счет, согласно которому денежные средства должны быть фактически возвращены налогоплательщику не позднее 15 дней со дня принятия решения о возврате (поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства не позднее десяти дней со дня принятия налоговым органом указанного решения, который в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога).
Вместе с тем при нарушении сроков возврата суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации начисляются начиная с 20-го дня после принятия решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью или частично).
Полагаем целесообразным начислять указанные проценты начиная не с 20-го, а с 16-го дня после принятия решения о предоставлении вычета, то есть со дня, следующего за последним днем срока, установленного для направления поручения налоговым органом Федеральному казначейству на возврат денежных средств и срока, установленного для осуществления возврата Федеральным казначейством денежных средств физическому лицу.
Также следует отметить, что проектируемой нормой законопроекта установлено, что в случае нарушения срока возврата денежных средств физическому лицу проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом согласно пункту 7 статьи 221.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) в случае принятия налоговым органом решения об отмене решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке, а также решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке (в случае зачета суммы налога) на основании поступивших уточненных сведений от налогового агента или банка налоговый орган направляет налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика требование о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке, включая проценты, предусмотренные пунктом 6 указанной статьи (в случае их уплаты).
На суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
В этой связи полагаем, что начисление процентов в случае нарушения срока возврата денежных средств из бюджета физическому лицу, а также в случае необходимости возврата физическим лицом денежных средств в бюджет должно осуществляться в одинаковом размере: либо исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, либо исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из пункта 7 статьи 221.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) на основании представленных налоговым агентом или банком уточненных сведений сумма налога, возращенная налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке, может быть уменьшена, но не обнулена.
Вместе с тем указанной нормой установлено, что налоговый орган принимает решение об отмене решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке, а также решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке (в случае зачета суммы налога) в любом случае, независимо от того, на сколько уменьшается сумма налога, возращенная налогоплательщику, а также направляет требование о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке, включая проценты, предусмотренные пунктом 6 указанной статьи (в случае их уплаты).
Полагаем целесообразным в случае изменения суммы предоставленного вычета предоставить налоговому органу право не отменять полностью ранее принятое решение о предоставлении налогового вычета с взысканием возвращенной налогоплательщику суммы налога, а вносить в решение соответствующие изменения и направлять требование налогоплательщику только на излишне возвращенную сумму, включая проценты, предусмотренные пунктом 6 указанной статьи (в случае их уплаты), исчисленные пропорционально сумме налога, подлежащей возврату налогоплательщиком в бюджет.
Кроме того, законопроектом не определен порядок взаимодействия налоговых органов с внешними источниками данных (банки и налоговые агенты) в части основания, сроков предоставления ими сведений в налоговые органы.
На основании изложенного законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.