Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1062568-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект подготовлен с целью обеспечения перехода от "зачетного" принципа расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), согласно которому сумма страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшалась плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, к механизму назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованному лицу непосредственно территориальными органами Фонда, согласно которому страхователи уплачивают страховые взносы в бюджет Фонда в полном объеме.
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в федеральные законы от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ); от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ) и от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Статьей 1 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон N 125-ФЗ, касающиеся возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, назначения и выплаты территориальными органами Фонда пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно лицам, застрахованным по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, устанавливается порядок возмещения страхователем или застрахованным лицом сумм излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения и порядка их взыскания. Статьей 1 законопроекта также уточняются нормы в части контроля за уплатой страховых взносов, за полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию.
Статья 3 законопроекта вносит в Федеральный закон N 255-ФЗ следующие изменения:
в части прав и обязанностей субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
в порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, социального пособия на погребение без заявления застрахованного лица, с использованием электронного обмена сведениями между страхователем, медицинскими организациями, органа государственных внебюджетных фондов, учреждениями медико-социальной экспертизы;
устанавливается порядок выплаты социального пособия на погребение лицам, имеющим право на его получение в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", и порядок возмещения территориальным органом страховщика расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение и стоимости услуг, предоставляемых специализированной службой по вопросам похоронного дела согласно гарантированному перечню услуг;
в части проведения страховщиком проверок полноты и достоверности документов и сведений, представляемых страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение;
устанавливается размер пособия по временной нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - не ниже минимального размера оплаты труда, определяемого с учетом этих районных коэффициентов.
Кроме того, законопроектом устанавливается механизм проактивного (без заявления застрахованного лица) назначения и выплаты страхового обеспечения, в частности пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, на основании электронного листка нетрудоспособности.
В этих целях законопроектом устанавливается обязательное формирование листка нетрудоспособности для назначения и выплаты указанного страхового обеспечения в форме электронного документа, размещенного в информационной системе страховщика, соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон N 323-ФЗ (статья 5 законопроекта) и в Федеральный закон N 255-ФЗ (статья 3 законопроекта).
Предусматривается, что проактивный механизм назначения и выплаты страхового обеспечения начнет действовать с 1 января 2022 года, а в переходный период с 1 января по 31 декабря 2021 года назначение и выплату страхового обеспечения будет осуществляться в том же порядке, который применялся в рамках пилотного проекта "Прямые выплаты". В связи с этим устанавливаются особенности регулирования в 2021 году вопросов финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения, а также особенности механизма контроля за достоверностью сведений и документов, необходимых для осуществления этих выплат.
Статьей 4 законопроекта Федеральный закон N 213-ФЗ дополняется нормой о возмещении расходов страхователя на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю), территориальным органом Фонда.
Проектом федерального закона также уточняется порядок взаимодействия страховщика, страхователей и застрахованных лиц при назначении страхового обеспечения.
Комитет обращает внимание, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2020 года N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в котором уже содержатся отдельные положения представленного законопроекта, необходима его доработка ко второму чтению с учетом вступивших в силу изменений.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, средства на его реализацию предусмотрены Федеральным законом от 8.12.2020 года N 390-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов".
Комитет-соисполнитель Государственной Думы по охране здоровья поддерживает законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Правовое Управление аппарата Государственной Думы высказало замечания к проекту федерального закона, которые будут учтены при доработке ко второму чтению.
Счетная палата Российской Федерации к законопроекту замечаний не имеет.
На основании изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.