Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1113951-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан в целях реализации гражданами России гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии с частью 3 этой же статьи Конституции России не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вместе с тем действующей редакцией Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены ограничения конституционного права избирать и быть избранным для широкого перечня лиц по критериям не предусмотренным Конституцией России.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права быть избранными граждане осужденные по за совершение преступлений по ряду статей Уголовного Кодекса Российской Федерации в зависимости от срока снятия или погашения судимости, граждане подвергнутые административному наказанию за совершения ряда административных правонарушений в зависимости от срока снятия или погашения судимости, а также граждане нарушившие ограничения, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и Федеральном законе от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Введение подобных ограничений лишает перечисленные категории лиц их конституционного пассивного избирательного права - выдвигать свою кандидатуру на выборах всех уровней ветвей власти и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Участия в выборах лиц осужденных и отбывших наказание по ряду Уголовных статей, либо подвергшихся административному наказанию, либо нарушивших ограничения, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гарантировано Конституцией и не может быть ограничено федеральным законом, так как не представляет угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Существующие ограничения допускают возможность злоупотребления со стороны заинтересованных лиц в привлечении к уголовной или административной ответственности граждан по предусмотренным статьям с целью не допущения их к участию в выборах.
Проектом закона предлагается привести в соответствие с Конституцией России нормы избирательного законодательства и отменить установленные ограничения.
Также предлагается установить дополнительное условие для признания подписи гражданина в подписном листе недостоверной.
В действующем законодательстве недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, только на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Однако в соответствии со статьей 86 Гражданского-процессуального кодекса заключение эксперта не является исключительным и достаточным средством доказывания для суда и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
С учётом изложенного предлагается предусмотреть, что для признания на основании заключения эксперта подписи недостоверной необходимо выявить волю самого подписанта. В случае если лицо, чьи данные указаны в подписном листе, отказывается от своей подписи, которая по мнению эксперта проставлена другим лицом, подпись признаётся недостоверной.
Принятие данного законопроекта восстановит конституционные права граждан на пассивное участие в выборах и позволит избежать ошибок при выявлении недостоверных подписей только на основании почерковедческой экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" потребуется внесение изменений в нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.