Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 989592-7 "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 989592-7 "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), внесенный депутатами Государственной Думы Е.А. Ямпольской, Е.Г. Драпеко, О.М. Казаковой, А.М. Шолоховым, С.А. Шаргуновым, О.Л. Лавровым, О.М. Германовой, Н.Н. Пилюс, С.Б. Савченко, и сообщает свое заключение.
Проект федерального закона предусматривает уточнение состава объектов государственной историко-культурной экспертизы, а также дополнительные меры обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия.
В этих целях проектом федерального закона предлагается ряд изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Статьей 28 Федерального закона N 73-ФЗ установлены цели государственной историко-культурной экспертизы, к которым относятся, в том числе:
установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;
установление требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места.
Однако, в перечне объектов государственной историко-культурной экспертизы, определенном статьей 30 Федерального закона N 73-ФЗ, отсутствует документация, обосновывающая данные требования.
В целях устранения несоответствия положений указанных статей проектом федерального закона предлагается дополнить статью 30 Федерального закона N 73-ФЗ таким объектом государственной историко-культурной экспертизы как документация, обосновывающая требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительным регламентам в указанных границах.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ при проведении в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ (далее - хозяйственные работы) обязательны разработка и согласование с органами охраны объектов культурного наследия таких видов документации как раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия либо проект обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 36 Федерального закона N 73-ФЗ пунктом 3.1, согласно которому данные виды документации подлежат государственной историко-культурной экспертизе (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона).
Данное положение проекта федерального закона направлено на уточнение указанной в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ документации, которая обосновывает меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении хозяйственных работ на вышеуказанных территориях и подлежит государственной историко-культурной экспертизе, но виды такой документации в данной статье не конкретизированы.
Согласно новому пункту 3.2 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ состав и содержание раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, проекта обеспечения сохранности объектов культурного наследия подлежат установлению Правительством Российской Федерации, что значительно облегчит для разработчиков указанных видов документации процедуру их подготовки, а для органов охраны объектов культурного наследия - оценку качества такой документации.
Согласно абзацу 14 статьи 30 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам государственной историко-культурной экспертизы относится документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.
Проектом федерального закона предлагается уточнить, что такая документация является объектом государственной историко-культурной экспертизы только в случае, установленном пунктом 5 статьи 34.1 Федерального закона N 73-ФЗ, предусматривающим право регионального органа охраны объектов культурного наследия определять границы защитной зоны объекта культурного наследия, отличные от границ защитных зон объектов культурного наследия, параметры которых установлены прямыми нормами пунктов 3 и 4 указанной статьи и не требуют в связи с этим их экспертного определения.
Изменениями к пунктам 2 и 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ предлагается распространить на выявленные объекты культурного наследия положения данных пунктов об обязательности принятия мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в случае проведения хозяйственных работ на территориях таких объектов либо на земельных участках, прилегающих к территориям объектов культурного наследия, что крайне важно для сохранения выявленных объектов культурного наследия в условиях активной хозяйственной деятельности.
По мнению Комитета, предлагаемые проектом федерального закона изменения будут способствовать повышению эффективности мер государственной охраны объектов культурного наследия.
Комитет по культуре поддерживает проект федерального закона N 989592-7 "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.